Восстановление речи после инсульта занятия логопеда

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях — медикаментозное и логопедическое лечение

Нарушение процесса кровоснабжения головного мозга влечет за собой неприятные последствия для человека. Одним из распространенных осложнений инсульта являются проблемы с речью или пониманием того, что говорят другие люди. Работа с логопедом, специальные упражнения и медикаментозная терапия помогают постепенно вернуть способность полноценно общаться.

Нарушение речи при инсульте

У людей, перенесших инсульт, часто развивается нарушение речевой функции. Патологическое состояние медики называют афазией. Этим термином обозначают приобретенное нарушение или отсутствие речи у человека, которое развивается на фоне инсульта ишемического или геморрагического. При этом большое значение имеет локализация поражения отделов мозга.

На интеллекте человека афазия никак не сказывается. Близким важно это осознавать. Если относиться к человеку с нарушением речи после инсульта, как к слабоумному, у него разовьется депрессия. Состояние связано только с речевым аппаратом. Потеря навыка становится серьезным препятствием для возвращения к нормальной жизни и общения с другими людьми. Успешное восстановление речи после ишемического инсульта возможно только при соблюдении всех рекомендаций врачей и моральной поддержке пациента близкими.

Причины

Чтобы понять, как бороться с патологическим состоянием, важно понять причину его появления. Потеря способности говорить на фоне ишемического или геморрагического инсульта возникает из-за поражения речевого центра в коре головного мозга. Располагается он в левом полушарии у правшей или в правом у левшей. Существуют также патологии, при которых повреждается лобно-височная доля, мозжечок и другие отделы головного мозга. Часто больные после инсульта не могут разговаривать, писать, читать, воспринимать обращенную к ним речь (при сенсорной афазии).

Если поражена теменная или лобная доля, то у пациента развивается моторная афазия. Для этого типа нарушения характерно рассогласование речевых двигательных команд головного мозга. Человек воспринимает чужую речь, при этом сам молчит или изъясняется односложными предложениями. Длинные фразы и развернутые ответы в этом случае пациенту непосильны, а при моторной афазии возбновление речевых навыков происходит сложно. У больного развивается паралич глотки, губ, гортани, языка, голос становится глухим. Человек не может быстро говорить, невнятно произносит согласные.

Виды нарушений

Прежде чем начать восстановление речи у пациента, который перенес инсульт, важно определить тип нарушения. Патология проявляется не только в виде афазии, но и в виде таких явлений, как дизартрия, диспраксия. У некоторых больных развивается сразу несколько типов расстройств речевой функции. Самой распространенной формой является афазия. Для нее характерна потеря способности к чтению, письму, пониманию речи других людей. Состояние никак не сказывается на интеллекте больного.

Афазия делится на несколько видов. Основные представлены ниже:

  1. Сенсорная (рецептивная, акустико-гностическая, беглая афазия с поражением речевого центра Вернике). При этом типе патологии у человека после инсульта возникают проблемы с пониманием чужой речи.
  2. Моторная (эфферентная, экспрессивная, афферентная) При этом поражается речевой центр Брока. Для этого типа нарушения характерна невозможность произнести ни звука, притом что пациент распознает и понимает чужую речь.
  3. Семантическая (смысловая). Для этого типа патологического состояния характерно нарушение понимания смысла фраз, которые соединяются с помощью предлогов, союзов. Больной хорошо говорит, но не видит разницы между словосочетаниями: «брат матери» и «мать брата». Кроме того, пациент может различать на картинках ключ и карандаш, но не выполнить задания: «показать карандашом ключ».
  4. Амнестическая. При этой форме патологии больной забывает названия предметов. Вместо этого он описывает, для чего нужна та или иная вещь (ложкой едят, карандашом рисуют и прочее).
  5. Тотальная (смешанная афазия). Этот тип сочетает несколько форм, поэтому человек при такой патологии теряет возможность общаться с окружающими.

Кроме классификации патологических состояний, стоит знать признаки каждого вида. При глобальной афазии больной не воспринимает чужую речь, не может формировать предложения, впадает в депрессию. При сенсорной отмечаются следующие признаки:

  • неспособность понимать окружающих, будто они говорят на другом языке;
  • неспособность понимать смысл произнесенных собеседником предложений;
  • неспособность понимать мысли и слова собеседника, воспринимать посторонние звуки, когда говорить с ним начинают несколько людей;
  • возможность читать, понимать короткие заголовки на фоне неспособности воспринимать остальные тексты;
  • возможность писать, но невозможность понимать самостоятельно написанный текст.

Моторная афазия отличается тем, что возобновление речевых функций при этом типе патологии происходит сложнее. Признаками нарушения является следующее:

  • неспособность издавать любые звуки, произносить слова;
  • пропуск ключевых слов, неспособность построить простое предложение;
  • произношение слов и звуков через большие временные интервалы;
  • проблемы с семантикой (больной произносит «да», когда имел в виду «нет» и наоборот, путает слова);
  • способность описать предметы, но неспособность назвать их;
  • повторение некоторых звуков или букв.

Диспраксия – это состояние, при котором нарушается движение и координация мышц человека, участвующих в произношении звуков. Из-за неправильной работы речевого аппарата больной не может нормально разговаривать. От паралича лицевых мышц эта патология отличается отсутствием парезов. Речевой аппарат при диспраксии может совершать движения, но неправильно. Больные с таким нарушением часто не могут четко проговорить слово, повторяют фразы, чтобы исправить произношение.

Дизартрия – расстройство, которое развивается после инсульта при слабости речевых мышц. Следствием такого патологического состояния становится непонимание чужой речи или проблемы при подборе нужных слов. У больного изменяется голос, теряется способность четко произносить звуки и слоги. При дизартрии нарушается процесс контроля дыхания, поэтому пациент начинает говорить короткими фразами, а не развернутыми предложениями.

Как восстановить речь после инсульта

Пациентам с таким нарушением назначается комплексное лечение. Важно отметить, что восстановление речи после инсульта требует много времени, терпения и сил. Успех лечения зависит не только от терапевтических мер, но и от степени участия самого больного. Для устранения афазии и других подобных нарушений речи используются следующие методы:

  • прием лекарственных препаратов;
  • работа с логопедом;
  • лечение стволовыми клетками;
  • работа с психологом;
  • выполнение упражнений в домашних условиях.

Медикаментозное лечение

Важным пунктом возобновления способности нормально разговаривать после инсульта является медикаментозная терапия. Больным с нарушениями речи назначаются нейропротекторы. Основу таких лекарств составляют антиоксиданты и ноотропные средства, которые применяются с целью защиты нейронов головного мозга больного от новых повреждений и восстановления угнетенных клеток. Препараты помогают ускорить процесс выздоровления пациента и улучшить его состояние. При афазии и прочих речевых нарушениях могут применяться антидепрессанты, как часть комплексной терапии.

Если вовремя провести тромболизис при ишемическом инсульте, то можно предупредить развитие афазии и избежать повреждений клеток головного мозга. Специалисты провели немало исследований и установили эффективность разных препаратов при восстановлении речи. Изучались следующие средства:

  1. Пирацетам – известный ноотроп. Лекарство в составе комплексной терапии способствует быстрому возобновлению речевых функций после инсульта.
  2. Бромокриптин – это стимулятор центральных и периферических допаминовых Д 2-рецепторов. По данным, проведенных исследований, средство не помогает восстановить способность разговаривать при лечении пациентов, перенесших инсульт.
  3. Декстран 40 – это плазмозамещающее средство. При назначении пациентам после инсульта препарат может ухудшить прогноз и результаты лечения речевых патологий.
  4. Моклобемид – препарат относится к ингибиторам МАО (моноаминоксидазы), влияет на процесс окисления мозговых нейронов ферментами, восстановлению способности разговаривать после инсульта не помогает.
  5. Донепезил – популярное средство из группы ингибиторов ацетилхолинэстеразы центрального действия. При лечении афазии препарат положительно влияет на глобальную речевую функцию.
  6. Мемантин – средство от деменции мозга. При использовании в составе комплексной терапии помогает восстановить речь пациентов, перенесших инсульт.
  7. Леводопа – известное противопаркинсоническое средство. При лечении речевых нарушений после инсульта препарат никак себя не зарекомендовал. Мнение специалистов по поводу этого лекарства противоречивы.
  8. Декстроамфетамин – психостимулирующий препарат. Лекарство часто применяют для лечения афазии. В составе комплексной терапии таблетки демонстрируют свою эффективность.
  9. Холинэргические препараты входят в группу атропина. Эффективность этих средств при восстановлении речи у больных, перенесших инсульт, недостаточно изучена.

Речевая реабилитация

После стабилизации состояния пациента, врачи советуют сразу заняться процессом восстановления навыков говорения. Чтобы реабилитация не растянулась надолго, больному назначают логопедические занятия после инсульта с квалифицированным специалистом. Речевая гимнастика корректирует общую артикуляцию, решает имеющиеся проблемы с произношением звуков, построением предложений.

До начала курса реабилитации пациент проходит полное обследование. Чтобы терапия была эффективной, выявляют тип речевого нарушения. На первом занятии с пациентом логопед проверяет реакцию человека на слабые раздражители (шепот и прочее). Вся работа специалиста строится по принципу нарастания уровня упражнений. Методика восстановления навыка говорения подбирается индивидуально, с учетом степени повреждения речевого аппарата.

Специалист строит свою работу на возвращении утраченной функции в несколько этапов. Пациент выполняет задания разной степени сложности:

  • работает с карточками;
  • раскладывает лото;
  • рисует;
  • произносит звуки, слоги, слова.

Компенсация недостатка словарного запаса может осуществляться с помощью жестикуляции. Даже если эффекта от занятий в течение длительного времени нет, работа с логопедом не должна прекращаться. Важно учитывать тип афазии (динамическая, афферентная, амнестическая и прочие). У одного человека сохраняется способность называть предметы, другой может выполнять письменные задания по восстановлению речи. Навык говорения будет быстрее восстанавливаться, если упражнения будут постоянно усложняться.

Занятия с логопедом могут занимать несколько месяцев. Эффективное восстановление речи после инсульта обеспечивает соблюдение следующих правил:

  1. Знакомство логопеда с пациентом, проверка реакции на тихий голос, шепот.
  2. Поэтапное усложнение заданий.
  3. Работа не над произношением, а над восприятием слов в контексте для усвоения общего смысла фраз.
  4. Задания усложняются постепенно.
  5. Выбор тем для занятий с учетом значимой проблемы для пациента.

Врач постоянно делает примечания, учитывает динамику и корректирует схему восстановления навыка. Начальные сеансы длятся не больше 15 минут. Промежутки между занятиями делают с учетом состояния больного. Через 1,5-2 месяца регулярной работы на сеанс отводят уже 30 минут. Домашние занятия возможны только с участием логопеда. Специалист должен постоянно тестировать пациента и давать наставления ему и его близким.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях

Главная цель всей терапии – заставить клетки мозга, расположенные в пораженной области выполнять свои функции. С этой целью специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения для восстановления речи после инсульта. Больному важно постоянно слушать живую речь и общаться с близкими. Пение и скороговорки после инсульта являются эффективными способами восстановления речи.

Логопеды разработали много разных методик, способствующих возвращению речевой функции. Упражнения для восстановления способности разговаривать нужно повторять ежедневно по 5-10 раз. Эффективные варианты представлены ниже:

Использованные источники: vrachmedik.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Питание больного инсультом через зонд

  Купание в море после инсульта

  Инсульт и колме

  Как лечить шишками сосны инсульт

Восстановление речи после инсульта

Нарушение речи при инсульте возникает из-за поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию. Потеря речи – тяжелая трагедия, которая может полностью исключить больного из привычной жизни. Отсутствие возможности общаться негативно сказывается на психологическом состоянии человека и мешает выздоровлению. Восстановить речевые способности возможно, но это будет долгий и трудный процесс.

Частичная или полная утрата речи после инсульта называется афазией. В зависимости от того, какие зоны мозга была повреждены, афазия бывает моторной, сенсорной или тотальной. Чем они различаются?

  1. Моторная афазия – больной понимает обращенную к нему речь, способен произносить отдельные звуки и слоги, но не может складывать их в слова.
  2. Сенсорная афазия – этот вид речевого расстройства отличается от предыдущего тем, что больной с трудом понимает речь окружающих. Он может говорить, но его речь бессмысленна или полна ошибок.
  3. Тотальная афазия – это самый сложный вид нарушения речи после инсульта. Человек не способен ни говорить, ни понимать чужую речь.

Тип афазии определяет врач-невролог. Для каждого случая разработаны комплексы упражнений, которые нужно выполнять совместно с логопедом.

Важно как можно быстрее начать восстановление утраченной речевой функции. Приступать к занятиям лучше всего в первые недели после инсульта, так как на начальном этапе терапии пострадавшие участки мозга восстанавливаются наиболее интенсивно. Если этот момент упустить, в дальнейшем будет сложнее заново сформировать связи между отделами мозга и процесс восстановления затянется.

Продолжительность реабилитации зависит также и от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Как восстанавливать речь после инсульта? Современные методы восстановления речи включают в себя выполнение логопедических упражнений, регулярную речевую практику и вспомогательные процедуры (физиотерапия, медикаментозная терапия, лечебная физкультура). Все мероприятия должны проводиться в комплексе.

Занятия с логопедом

Наиболее эффективный метод восстановления речи – это регулярные логопедические занятия. Логопед для взрослого после инсульта применяет в своей работе упражнения для развития речи и артикуляции, логопедический массаж, иллюстрированные пособия.

На начальных этапах выздоровления после инсульта логопед нередко становится для больного единственным человеком, который понимает его попытки высказаться. Семья должна поддерживать веру больного в логопеда и не обижаться, если с логопедом он разговаривает охотнее, чем с родственниками. Помните, что специалист помогает в самом главном – возвращает человека в круг привычного общения.

Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление.

Что входит в логопедическую программу?

Задача логопеда на первом этапе занятий по восстановлению речи – растормаживание речевых функций больного. Оно производится на основе старых речевых стереотипов. Применяется совместное пение, договаривание предложений, повторение самых необходимых в повседневной жизни фраз.

Наиболее ценен тот материал, который вызывает у больного эмоции и необходим ему для повседневного общения. Это могут быть слова любимых песен и стихов, названия предметов быта, сведения о близких людях, работе и хобби больного. Занятия не должны быть продолжительными, 10-15 минут вполне достаточно. Задания в программе располагаются по принципу «от простого к сложному».

Если человек плохо понимает речь (сенсорная афазия), специалист дает упражнения на соотнесение слова с картинкой, объединение разных слов по смыслу. Для такого больного важно научиться запоминать значения слов и соотносить их со звучанием.

Когда больной затрудняется произносить слова (моторная афазия), логопед предлагает комментировать картинки, подбирать рифмованные слова, повторять слова вслед за ним. Освоив отдельные слова, можно переходить к предложениям.

Если у пациента нарушено функционирование мышц, участвующих в речи (дизартрия), требуются упражнения на артикуляцию. Логопед показывает, как двигаются губы и язык.

Многие логопеды применяют в работе музыкотерапию. Музыка не только улучшает эмоциональное состояние больного, но и вызывает желание самостоятельно спеть любимую песню. Хорошо, если удастся подобрать песни, текст которых человек хорошо знал до болезни. Совместное пение знакомых песен отлично растормаживает речевые функции.

Сложные случаи в работе логопеда

Логопеду намного сложнее работать с больными, которые находятся на поздних, запущенных стадиях афазии. Они отличаются депрессивным настроем. Это люди, погрузившиеся в инвалидность, не верящие, что снова станут полноценными членами общества. Важно, чтобы такой больной с первых же занятий почувствовал результат, иначе он быстро разочаруется в возможностях логопеда и еще больше проникнется пессимизмом.

Самый трудный случай – это люди, которые не занимались с логопедом, но на каком-то уровне смогли спонтанно восстановить речь. Они говорят с ошибками, исключают часть звуков, заменяют одни слова другими. Им свойственны речевые эмболы – это многократные повторения одних и тех же слов или фраз. «Неправильная» манера общения прочно вошла у них в привычку, таким людям сложнее всего начать систематические занятия.

Процесс реабилитации на поздней стадии афазии может растянуться на долгие годы. Именно поэтому так важно, чтобы родственники позаботились о восстановлении речи больного уже в первые недели после инсульта.

Полезны не только индивидуальные занятия с логопедом, но и групповые. Они способствуют преодолению фобии речи и улучшают эмоциональное состояние больных. Этот вид занятий не может быть единственным и основным, он используется в общем комплексе мероприятий по восстановлению речи.

Домашние занятия

В народе бытует миф, что речь после инсульта может «отойти сама». Эта точка зрения ошибочна и губительна для больных. В большинстве случаев человеку, пережившему инсульт, необходима помощь, иначе он может на всю жизнь остаться инвалидом.

Лучший вариант – это занятия в специализированном центре, но не всегда есть возможность попасть на них сразу после выписки из больницы. Индивидуальные занятия с логопедом после инсульта тоже доступны не каждой семье. Как же тогда восстанавливать речь?

Отчаиваться не стоит, ведь заниматься с больным могут и родственники. Для этого не требуется медицинское или логопедическое образование, но лучше предварительно проконсультироваться у специалиста, чтобы не наделать непоправимых ошибок.

Какие ошибки допускают родственники больных?

  • Излишняя торопливость. Часто родственникам хочется как можно быстрее добиться результата, и они дают больному слишком большую речевую нагрузку. Он не справляется с заданиями, чувствует утомление и беспомощность. Настрой больного становится всё более пессимистическим, он может даже отказаться от дальнейших занятий.
  • Речевая изоляция пациента. Разговаривать с больным нужно не только в процессе реабилитационных занятий. Пусть он по мере сил участвует в общих семейных беседах. Не бойтесь обращаться к нему с простыми просьбами и побуждать высказать свое мнение.
  • Обучение отдельным звукам. Такой метод может здорово притормозить развитие речи человека, пострадавшего от инсульта. Он целесообразен лишь в случае крайне тяжелой формы нарушения речи, когда больному нужно напоминать, как двигаются губы и язык при произнесении звуков. В любом случае стоит вести занятия в форме осмысленной беседы. Называйте конкретные слова и фразы, которые используются в повседневной жизни.
  • Многократное повторение одного и того же слова. Не заставляйте больного бесконечно повторять слово, которое у него плохо получается. В этом случае происходит своего рода «зацикливание» и человеку становится трудно переключаться на другие слова и полноценные фразы.

Общие рекомендации для родственников

Важно, чтобы все члены семьи общались с больным на равных. Разговаривайте с ним так, как будто он здоров, не стремитесь упростить свою речь. Вы должны приложить все усилия, чтобы человек поверил в свою интеллектуальную полноценность и настроился на скорейшее выздоровление.

Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Разговаривайте с больным медленно и отчетливо, помогайте себе мимикой и жестами. На первых порах, пока пострадавший от инсульта не может высказывать свои желания, применяйте «доску для общения». Это таблица, состоящая из рисунков, которые иллюстрируют базовые потребности. Отлично подходят для занятий детские развивающие книжки.

Человеку, который восстанавливает речь после инсульта, не рекомендуется подолгу смотреть телевизор. Ограничьте время просмотра передач до одного-двух часов в день. Поврежденному мозгу сложно усвоить большой поток информации, и телевизионная речь пойдет не на пользу, а во вред. Выбирайте простые для понимания передачи, которые не вызывают отрицательных эмоций. Больной, скорее всего, захочет их комментировать и это положительно скажется на развитии речи.

Упражнения для восстановления устной речи

Когда больной научится выговаривать слова, можно переходить к коротким фразам. Используйте в занятиях иллюстрации из журналов и детских книг. Комментируйте вместе с больным сюжеты картинок.

Начинайте фразы и побуждайте больного закончить их одним словом, например, «я сегодня ел на завтрак… (кашу)». Показывая картинки, подсказывайте фразы слово за словом. Внимательно слушайте, что пытается сказать человек. Если он не справляется – давайте подсказку, но не прерывайте его речь.

Не нужно дотошно исправлять каждую ошибку больного, из десяти ошибок укажите на три-четыре. Обязательно хвалите его за каждое выполненное упражнение.

Дополнительные методы восстановления речи

Для восстановления речи после инсульта применяются и вспомогательные методы. Они не помогают преодолеть афазию, но оказывают положительное влияние на состояние мозга и умственную деятельность. Больному назначают лекарственные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга и ускоряют его восстановление. Могут применяться также ноотропные препараты, транквилизаторы, адрена- и альфаблокаторы.

Нарушения речи нередко сопровождаются параличом артикуляционных мышц. Для их восстановления эффективны процедуры физиотерапии: электростимуляция, иглоукалывание, магнитная стимуляция.

В редких случаях применяется нейрохирургическая операция, цель которой – улучшить кровоснабжение речевой зоны.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, может затормозить процесс выздоровления, поэтому важно, чтобы на начальном этапе с больным занимался логопед. Рекомендации специалиста помогут избежать ошибок и подобрать наиболее эффективные упражнения.

Использованные источники: cardiogid.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Купание в море после инсульта

  Психоорганический синдром после инсульта лечение

  Инсульт и колме

Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков речевой коммуникации является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Как восстановить речь после инсульта?

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Основные рекомендации для проведения упражнений

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится «размораживание» нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого — поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как «том — дом», «точка — почка» и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

Использованные источники: fb.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Купание в море после инсульта

  Психоорганический синдром после инсульта лечение

  Последствия инсульта головного мозга у ребенка

Как восстановить речь после инсульта: упражнения, прогнозы

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что нужно делать для максимально быстрого и полноценного восстановления речи.

Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и геморрагических инсультов. Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта.

Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:

  1. Насколько сильно поражены зоны мозга, отвечающие за речевую функцию – чем обширнее инсульт, тем тяжелее афазия.
  2. От своевременности и полноты лечебно-реабилитационных мероприятий: чем раньше начато и полноценнее комплексное лечение, тем лучше восстановление.
  3. Какой именно центр речи поражен, и какая разновидность афазии у больного – моторная афазия лучше всего поддается лечению, а сенсорная часто носит необратимый характер, сохраняясь пожизненно (подробнее про виды афазии – далее в статье).

Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий.

Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда.

Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановление

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Общие правила и мероприятия

Для восстановления речи после инсульта необходим комплекс мероприятий:

  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

Для этого необходимы:

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.

Как происходит восстановление

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Помощь логопеда

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений. При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать. Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий.

Основные методики и принципы работы логопеда, которые нужно учитывать при самостоятельной реабилитации в домашних условиях:

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.

Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения

Полезные упражнения

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально вверх. Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык вверх и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться вверх к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса).

Упражнение при афазии

Дополнительные методы

Работа над восприятием и произношением речи самая важная, но не единственная часть восстановления речи. При необходимости обязательно должны использоваться:

  1. Медикаментозная терапия – препараты, восстанавливающие кровообращение и работу клеток головного мозга (Цераксон, Трентал, Пирацетам, Церебролизин).
  2. Физиотерапия – электроимпульсная терапия, миостимуляция, иглорефлексотерапия, массаж языка и мимической мускулатуры и другие методики.
  3. Хирургические операции – сосудистые и нейрохирургические вмешательства, улучшающие кровообращение и функционирование клеток головного мозга.

Прогноз

Самые тяжелые расстройства речи возникают при обширных инсультах, затрагивающих лобно-височно-теменную область (бассейн средней мозговой артерии) в левом полушарии мозга у правшей или правом полушарии у левшей. В среднем при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов выжившими пациентами утраченная после инсульта речь восстанавливается:

  • После тяжелых инсультов – 55%.
  • При инсультах средней степени тяжести – 76%.
  • При легких формах болезни – 92%.

Если не заниматься реабилитацией, общая вероятность восстановления всего 15%.

Использованные источники: okardio.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Питание больного инсультом через зонд

  Купание в море после инсульта

  Информация про инсульт

Как восстановить речь после инсульта

Иван Дроздов 01.03.2018 0 Комментарии

Нарушение речи (в медицине это состояние обозначают термином «афазия») является одним из самых тяжелых и частых последствий, развивающихся после приступа геморрагического или ишемического инсульта. Его возникновение связано с поражением тканей мозга, отвечающих за работу речевого центра. В зависимости от локализации очага поражения афазию классифицируют на несколько видов, каждый из которых проявляется по-своему. Восстановление речи после инсульта возможно, если своевременно приступить к лечению и следовать рекомендациям специалистов.

Нарушения речи после инсульта: почему это происходит?

Потеря речи, возникшая после приступа ишемии или кровоизлияния, свидетельствует о поражении речевого центра, расположенного в левом полушарии. В некоторых случаях расстройство речи возникает при повреждении мозжечка и других участков мозга, расположенных в районе темени, височной и лобной доли.

В зависимости от типа речевого расстройства и затронутых инсультом мозговых центров различают типы афазии:

  • тотальная – возникает непосредственно после приступа, при этом нарушены все функции речи и восприятия сказанного;
  • моторная – речь отсутствует полностью из-за поражения зоны Брока;
  • сенсорная – пациент не понимает обращенную к нему речь из-за нарушения работы центра, отвечающего за восприятие устной речи;
  • амнестическая – спонтанная речь присутствует, однако больной не помнить название предметов, путает буквы в словах;
  • динамическая – из-за поражения тканей мозга, расположенных в задней части лобных долей, пациент не может сформулировать в уме суть высказывания и выразить ее в устной речи.

В зависимости от того, какой мозговой центр поражен, и какой тип афазии диагностирован после инсульта, для пациента составляется программа по восстановлению речи.

Как восстановить речь после инсульта

Восстановление речи после инсульта – длительный и трудоемкий процесс, требующий усилий не только от медицинского персонала, но и непосредственно от пациента и его ближайшего окружения. В большинстве случаев при сенсорном нарушении речи восстановительный процесс проходит медленно и плавно, при моторной афазии – спонтанными всплесками. Например, пациент может не проявлять результаты в восстановлении речи несколько месяцев, после чего показать неожиданный результат и проговаривать целые предложения.

Реабилитационный период по восстановлению речи после инсульта проходит в несколько этапов, состоящих из комплекса следующих мероприятий:

  • медикаментозное лечение для скорейшего восстановления обменных процессов между поврежденными нейронами мозга;
  • работа с логопедом для разработки мышц, отвечающих за произношение;
  • работа с психологом для преодоления психологического барьера, связанного с ощущением собственной несостоятельности и неполноценности;
  • самостоятельные упражнения, регулярно выполняемые в домашних условиях;
  • лечение нетрадиционными методиками – рефлексотерапией, иглоукалыванием и пр.
  • соблюдение диеты и режима дня.

В процессе восстановления речи пациенту и окружающим его родственникам следует придерживаться следующих принципов и правил:

Опишите нам свою проблему, или поделитесь своим жизненным опытом в лечении болезни, или спросите совета! Расскажите о себе прямо тут, на сайте. Ваша проблема не останется без внимания, а ваш опыт кому-то поможет!Написать >>

  • каждое действие согласовывать с доктором;
  • исключить общение пациента с депрессивными людьми;
  • ограничить воздействие раздражающих факторов – громких звуков, многолюдных мест;
  • для обеспечения эмоционального покоя во время занятий включать легкую музыку;
  • не акцентировать внимание больного на его временной ограниченности.

Предельно важно знать меру при выполнении реабилитационных мероприятий. Усугубить состояние пациента может как чрезмерная нагрузка, так и несоблюдение рекомендованных мероприятий.

Работа с логопедом

К занятиям с логопедом следует приступать сразу после того, как пациент пришел в сознание и у него диагностирован тип и степень тяжести речевого расстройства. Основным результатом, на который нацеливается специалист во время работы, является максимальное восстановление речевых навыков, имеющихся у пациента до кровоизлияния или ишемической атаки.

При первом знакомстве логопед оценивает степень заторможенности речевых функций, а также проверяет реакцию больного на звуковые раздражители – шепот, голос. После этого специалистом разрабатывается индивидуальная программа по восстановлению речи, в основу которой заложены следующие базовые принципы:

  • Продолжительность сеансов на начальном этапе до 15-ти минут и дальнейшее постепенное их продление до получаса.
  • Промежутки между сеансами определяются исключительно логопедом с учетом состояния пациента.
  • Задания больному выдаются по принципу от легкого к сложному с учетом типа речевого нарушения.
  • Рабочие материалы подбираются с учетом интересов и значимых для пациента тем.
  • Использование музыкотерапии, если пациенту сложно выговаривать слова и заканчивать предложение. В таких случаях пропевание слов из любимых песен способствует поднятию настроения, расслаблению мышц, отвечающих за речевой аппарат, и улучшению четкости произношения.
  • Применение наглядных материалов при диагностированной у пациента сенсорной афазии. Больному демонстрируется изображение, которое нужно описать или обозначить название предметов. Если состояние пациента позволяет, то он может срисовать картинку или написать ее название.

Не рекомендуется на начальных этапах восстановительного процесса использовать в работе с логопедом следующие методики:

  • усвоение отдельно взятых из контекста и лишенных смысловой нагрузки слов и звуков;
  • постановка чрезмерно легких или несоизмеримо сложных заданий для достижения скорейшего результата.

Во время занятия с логопедом в комнате не должно быть отвлекающих звуков телевизора или радио. Все действия специалиста во время сеанса должны сопровождаться комментариями, произносимыми спокойным и тихим голосом.

Практические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Процесс восстановления речи включает в себя не только занятия с логопедом, но и регулярное выполнение лечебной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата в домашних условиях. Комплекс упражнений, периодичность их выполнения и степень нагрузки определяет лечащий врач. Для тренировки мышц, отвечающих за произношение и дикцию, он может назначить следующие упражнения и приемы:

  • облизывание губ языком круговыми движениями в разные стороны – повторить 2-3 раза;
  • поочередное облизывание сначала верхней, а затем и нижней губы – повторить манипуляции с каждой губой до 10-ти раз;
  • одновременно вытянуть шею вперед и высунуть язык, задержаться на 2-3 секунды и возвратиться в исходное положение на это же время – повторить 7-10 раз;
  • губы свернуть трубочкой, вытянуть их как-будто для поцелуя, задержаться на 5-7 секунд и расслабиться – повторить 7-10 раз;
  • верхней губой захватить нижнюю, в течение 3-5 секунд максимально подтягивать ее вниз, после чего расслабить мышцы – повторить до 10 раз;
  • нижней губой выполнить аналогичное упражнение до 10 раз по отношению к верхней;
  • высунутым языком попытаться максимально дотянуться сначала к кончику носа, а затем к подбородку;
  • высунуть скрученный в трубочку язык изо рта и засунуть его обратно – повторить 5-7 раз;
  • не размыкая губ, поочередно касаться языком твердого (расположено ближе к зубам), а затем мягкого (расположено ближе к гортани) нёба;
  • при сомкнутых губах разомкнуть зубы, после чего сделать круговое движение языком между ними сначала в одну сторону, затем – в другую;
  • издавать шипящие звуки, максимально при этом высунув язык изо рта;
  • издавать «цокающие» звуки, щелкая языком по нёбу;
  • громко «чмокать», выполняя губами воздушный поцелуй;
  • улыбнуться, максимально разомкнув губы и оскалив зубы, после чего повторить упражнение, оставляя губы сомкнутыми.

Также эффективному восстановлению речи после инсульта способствует проговаривание скороговорок и пение. Немаловажным является моральная поддержка и позитивный настрой окружающих, внушение веры в успех и скорейшее выздоровление.

Дополнительные методы восстановления речи

Дополнительно для преодоления речевых расстройств пациенту назначают ряд следующих методик:

  • прием лекарственных препаратов для улучшения кровоснабжения мозга и восстановления взаимосвязи между нервными тканями – ноотропы, альфа- и бета-блокаторы, транквилизаторы;
  • физиотерапевтические процедуры и нетрадиционные методики для снятия тонуса артикуляционных мышц – электростимуляция, магнитотерапия, иглоукалывание;
  • нейрохирургическая операция для улучшения кровотока к зоне речевого аппарата – выполняется крайне редко;
  • лечение стволовыми клетками для восстановления целостности нервных тканей, поврежденных при инсульте.

Не стесняйтесь, задавайте свои вопросы прямо тут на сайте. Мы вам ответим!Задать вопрос >>

Для эффективного восстановления речи доктором подбирается индивидуальная методика для каждого пациента, при этом учитывается степень поражения нервных клеток, отвечающих за речевую функцию.

Использованные источники: progolovy.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Питание больного инсультом через зонд

  Темная моча у больного инсультом

  Последствия инсульта головного мозга у ребенка

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях: логопедические упражнения

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте. Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма. Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Различают следующие виды афазии:

  1. Тотальная — больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  2. Моторная — зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.

В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  1. Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  2. Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  3. Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.

Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  3. Систематическое выполнение упражнений.
  4. Комфортная атмосфера.

Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.

Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.

Советы для родственников

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  1. Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  2. Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  3. Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  4. Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  5. Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».

Эти рекомендации помогут поскорее преодолеть трудности и вернуть человека в привычную жизнь.

Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  1. Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  2. Постепенно усложняет задания.
  3. Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  4. Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  5. Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  6. Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  7. Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  1. Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  2. Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  3. Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  1. Вытянуть язык трубочкой.
  2. Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  3. Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  4. Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  5. Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  6. Издавать «цокающие» звуки.
  7. Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.

Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

При невнятной речи и для улучшения голоса рекомендуется массировать язык обычной зубной щеткой утром и вечером. Это упражнение расслабляет орган и помогает улучшить речь.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.

Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один — формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина не перестает удивлять. Сейчас есть возможность восстановить речь с помощью стволовых клеток. Такая терапия помогает не только восстановить речь, но и запустить защитные функции организма, пробудить желание выздороветь и как можно быстрее заговорить. Пересадку стволовых клеток проводят амбулаторно дважды. Второй раз спустя 3 месяца после первого. Сосуды восстанавливаются, ликвидируются бляшки и тромбы. В пораженных местах начинают строиться новые клетки.

Максимальное восстановление речевой функции должно проводиться на первом году после инсульта, продолжаться реабилитация может до 5 лет. После этого нарушения, которые имеются у больного, остаются навсегда. Все упражнения, которые проводятся для восстановления речи после инсульта, нужно выполнять регулярно и систематически. Только тогда они принесут реальную пользу.

Использованные источники: serdce.guru

Похожие статьи