Инсульт нейропсихологическая реабилитация

Статьи. Нейропсихологическая реабилитация после инсульта.

НЕКОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ БОЛЬНЫХ

Введение: Опыт последних десятилетий в мировой науке и практике нейрореабилитации показывает, что наилучший реабилитационный эффект достигается благодаря комплексному психологическому подходу к пациенту.

Цель: исследовать эффективность комплексной нейропсихологической реабилитации.

Материалы и методы: в течение 2006 — 2007 гг. проведена комплексная психологическая работа с 30 пациентами (в возрасте от 40 до 76 лет), перенесшими ишемический инсульт, на базе отделения восстановительного лечения ФГУ «НМХЦ им. Пирогова Росздрава». В исследовании принимали участие пациенты с когнитивными нарушениями различной степени тяжести (от легкой до грубой) и трудностями в эмоционально- личностной сфере. Из исследования исключались пациенты с грубой сенсо-моторной афазией, с грубыми интеллектуально-мнестическими нарушениями, грубой аспонтанностью.

Методы диагностики: Для оценки когнитивных функций применялось стандартизированное нейропсихологическое обследование по системе А.Р.Лурия. Для оценки эмоционально-личностной сферы использовались метод клинической беседы, опросник САН (самочувствие, активность, настроение), РНЖ (рисунок несуществующего животного) а также модифицированный вариант методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.

первое — преодоление когнитивного дефицита;
второе — работа с эмоционально-личностной сферой,
третье — работа с родственниками и/или близкими пациентов.

Преодоление когнитивного дефицита, в свою очередь, также велось по двум направлениям — это восстановление нарушенных звеньев функциональных систем и выработка стратегии компенсации имеющихся нарушений в том случае, когда восстановление оказывалось невозможным.

Выработка адекватной стратегии компенсации происходила как с учетом характера нарушений, имеющихся у пациента, так и с учетом возрастных особенностей, учитывающих смену стратегий в возрасте инволюции.

Работа с эмоционально-личностной сферой имела своей целью эмоциональную адаптацию пациента к ситуации болезни. Это предполагало, в первую очередь, создание адекватной внутренней картины болезни (ВКБ). Для достижения этой задачи необходимо было разъяснить пациенту особенности его нового состояния (состояния физического, когнитивного ограничения) и помочь в его принятии, сформировать новый образ «Я». Важной составляющей работы был поиск новых жизненных целей и смыслов, на которые можно было бы опереться в настоящей ситуации. При необходимости, велась специальная работа с психологической травмой, причиненной болезнью.

Работа с родственниками предполагала проведение структурированного интервью, целью которого было дополнение данных анамнеза, установление преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента, выяснение сферы увлечений, интересов пациента, установление характера взаимоотношений и роли пациента в семье и в профессиональной жизни, и т.д., а также — уточнение степени изменения его когнитивного и эмоционального статуса в результате болезни.

Одновременно с родными и близкими проводилась разъяснительная работа (информирование о болезни, о принципах психического функционирования, о целях и задачах реабилитационной работы в целом и ее отдельных этапов) и затем осуществлялось активное включение их как помощников-участников в процесс реабилитации.

Результаты: Реабилитационная работа по указанной схеме показала себя как эффективная.

Были достигнуты следующие результаты:

Улучшились когнитивные показатели пациентов (в различной степени, в зависимости от особенностей болезни и тяжести дефекта); были выработаны определенные стратегии компенсации дефектов, которые не удается преодолеть.

Использованные источники: yurayum.livejournal.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Питание больного инсультом через зонд

  Информация про инсульт

  Последствия инсульта головного мозга у ребенка

  Инсульт и колме

Методы и этапы реабилитации после инсульта

Несмотря на то, что в России за последние 5 лет количество смертей от инфарктов и инсультов сократилось на 40%, эти заболевания по-прежнему остаются основными причинами смертности населения страны, причем инсульт находится на втором месте после болезней сердца. Причиной высокой летальности является пренебрежение экстренной госпитализацией и необходимостью реабилитации после инсульта в специализированных отделениях. Всего 15–20% процентов больных, перенесших это опасное состояние, прибегают к услугам реабилитационных отделений и центров.

Вероятность инсульта резко увеличивается с возрастом: 95% инсультов происходит у людей старше 45-ти лет, 2/3 — старше 65-ти лет, причем чаще данное состояние возникает у мужчин. Дополнительными факторами риска служат хронические заболевания сердца, артериальная гипертензия, транзиторные ишемические атаки, ожирение и сахарный диабет. Курение и нервные перегрузки также оказывают негативное влияние. Наконец, вероятность инсульта повышается при наличии аналогичного заболевания у кого-либо из прямых родственников.

Согласно официальной статистике Минздрава РФ, в 2014 году зарегистрировано более 380 тысяч случаев заболевания различными формами инсульта. Большую часть из них составляет ишемический тип (инфаркт мозга) — 70%. По данным Росстата, в 2014 году от инсультов умерло 190,5 тысяч человек.

Последствия инсульта

Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое влечет за собой гибель нервных клеток от кислородного голодания. Заболевание развивается стремительно — от нескольких минут до нескольких часов — и часто приводит к смерти больного, даже при своевременно оказанной помощи. Поражая те или иные участки головного мозга, отвечающие за различные неврологические функции, инсульт приводит к нарушениям памяти, речи, слуха, двигательных функций, психики и к потере чувствительности. Вне зависимости от тяжести перенесенного удара, больному в обязательном порядке необходима реабилитация после инсульта, основной задачей которой является восстановление утраченных функций.

Согласно статистике, ранняя тридцатидневная летальность у больных после инсульта наступает в 43% случаев при самостоятельном лечении. При прохождении лечения в стационаре данный показатель составляет всего 24%.

Инсульт подразделяют на 3 вида:

  • Ишемический — самый распространенный вид, который развивается в 70–85% случаев, также называется инфарктом головного мозга. При данном заболевании происходит сдавливание или закупорка сосудов в результате тромбоза, эмболии или других патологий сосудов, сердца или крови. Смертность при ишемическом инсульте составляет порядка 15%.
  • Геморрагический — внутримозговое кровоизлияние, причиной которого в 85% случаев является гипертоническая болезнь. При данном типе инсульта происходит разрыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг, под его оболочки или в желудочки. Частотность составляет 20–25%, а смертность — порядка 33%.
  • Субарахноидальное кровоизлияние — наиболее серьезный и редкий вид инсульта, который регистрируется в 1–7% случаев. Имеет травматическую природу и происходит вследствие разрыва артериальной аневризмы или получения черепно-мозговой травмы. При этом кровь поступает в пространство между паутинной и мягкой оболочками мозга. Смертность при субарахноидальном кровоизлиянии достигает 50%.

Реабилитацию после инсульта необходимо проходить в специализированных центрах — только так можно рассчитывать на максимальное восстановление утраченных функций. Реабилитационные центры оснащены всем необходимым оборудованием, их штат укомплектован квалифицированными специалистами из различных областей медицины. Реабилитация — крайне сложный процесс, в котором должны принимать участие профессиональные травматологи и реабилитологи, врачи ЛФК и массажисты, педагоги и логопеды, эрготерапевты, психологи, физические терапевты, нейрологи. Из вышесказанного видно, что провести полноценную реабилитацию после инсульта в домашних условиях почти невозможно.

Этапы восстановления

При обнаружении признаков инсульта важно как можно скорее вызвать скорую помощь, описав диспетчеру обнаруженные симптомы. Таковыми могут являться: нарушение речи и движения, кривая улыбка, головные боли, рвота, гипертензия, потеря сознания, ригидность мышц затылка. Возможно также кровоизлияние в сетчатку глаза.

Правила первой помощи больному до приезда скорой заключаются в следующем:

  • Больному нельзя давать есть и пить, так как органы глотания могут быть парализованы.
  • При появлении рвоты голову нужно повернуть на бок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути.
  • Больного нужно уложить, при этом голова и шея должны быть на одном уровне. Необходимо подложить подушки так, чтобы линия головы и шеи находилась под углом 30% к горизонтали.

Важно помнить, что больному нельзя совершать резких движений. Тесную одежду, галстуки, ремни и прочие сдавливающие предметы гардероба необходимо ослабить. По возможности следует измерить давление и помочь пациенту принять лекарство для его нормализации. Если больной потерял сознание и при этом его дыхание не является ритмичным, необходимо провести сердечно-легочную реанимацию.

В реанимационные меры входит остановка острой фазы, нейропротекция, восстановление в крови баланса электролитов, устранение отека мозга, недопущение развития сопутствующих заболеваний. Восстановительное лечение можно начинать уже через неделю после инсульта. При геморрагическом типе — через 2–3 недели. Практика показывает, что ранняя реабилитация после инсульта значительно улучшает прогнозы восстановления и снижает риск повторных приступов. При этом организм быстрее мобилизуется на борьбу с осложнениями, такими как тромбоз глубоких вен, застойная пневмония, формирование контрактур и пролежней. В целом первые полгода процесс реабилитации после инсульта проходит с наибольшими результатами и скоростью.

Профилактика инсульта прежде всего направлена на контроль факторов риска, перечисленных выше, и их коррекцию. Общий риск повторного инсульта в первые 2 года после первого приступа составляет от 4 до 14%. Во избежание повторных ударов необходимо выяснить причины первичного инсульта и заняться их предупреждением. К сожалению, здесь все зависит от мотивации самого пациента, от его готовности изменить образ жизни, режим питания, избавиться от вредных привычек, ввести в практику умеренные физические нагрузки.

Методы реабилитации после инсульта

Главный секрет успешного восстановления — умелое сочетание новейших и классических методик, а также индивидуальный подход к пациенту. После перенесенного инсульта у каждого пациента возникает уникальный комплекс нарушений, а значит и реабилитационная программа должна разрабатываться персонально. Внимание следует уделять не только восстановлению утраченных функций, но также психологическому состоянию пациента, бытовой и социальной адаптации.

Память

Нарушения памяти относятся к когнитивным расстройствам и возникают при органическом повреждении правого полушария мозга. Данная дисфункция требует вмешательства множества специалистов, таких как нейропсихолог, нейрофизиолог, психоневролог, психолог. В ходе реабилитации комбинируется специальное медикаментозное лечение с когнитивными тренингами и диетой.

Восстановление речевых функций может продолжаться очень долго, иногда на это требуется более 2-х лет. Нужно понимать, что речь не восстанавливается сама собой, — для этого требуются ежедневные занятия и тренировки, которые являются обязательной составляющей реабилитации после инсульта. Программа занятий, разработанная с помощью психологов, нейропсихологов, педагогов и логопедов, поможет восстановить речевые функции наиболее быстро и эффективно. Попытка восстановить речь в домашних условиях, без обладания должными знаниями и методиками, скорее всего, не принесет желаемого результата.

Зрение

Частичная или полная потеря зрения может возникнуть, когда очаг поражения находится в сосудах, снабжающих кровью зрительные центры головного мозга. Чаще всего у больных после инсульта наблюдается пресбиопия — трудности с нормальным восприятием предметов. Кроме того, нередко возникает выпадение отдельных участков поля зрения. В случае нарушения зрительных функций пациенту необходимы квалифицированные медицинские услуги врача-офтальмолога. Ни один другой специалист не может заняться лечением подобной патологии. Возможно как медикаментозное, так и хирургическое лечение проблемы. При незначительных поражениях применяется восстановительная гимнастика для глаз.

Подвижность

Восстановление подвижности является одной из наиболее сложных и важных составляющих в процессе реабилитации после инсульта. Здесь применяется огромное количество разнообразных методик. Ниже приведены лишь некоторые из них:

  • метод PNF, основанный на принципах нейрофизиологии и функциональной анатомии, используется для исправления дефектов осанки, снятия болей и неравномерной нагрузки на мышцы, для повышения гибкости и силы мышечных тканей, улучшения координации;
  • технология Экзарта, подразумевающая нервно-мышечную активацию, коактивацию глубоких мышц с поверхностными, сенсомоторную тренировку;
  • кинестетика — метод обучения новым двигательным навыкам, который помогает восстанавливать утраченные движения;
  • рефлексотерапия особенно полезна при мышечно-тонических синдромах, спастических геми- и парапарезах;
  • бобат-терапия, разработанная Карлом и Бертой Бобат в 40-х годах XX века в Великобритании. Реализуется в процессе физиотерапии, направлена на подавление патологических двигательных моделей и стимулирование развития правильных движений.

Моторика

Моторика является составляющей двигательной активности организма и восстанавливается в ходе вышеперечисленных методов реабилитации после инсульта. Работа с крупной моторикой происходит в ходе ЛФК, физиотерапии, во время занятий на тренажерах. Мелкая моторика разрабатывается в процессе бытовой и трудовой адаптации. Например, трудотерапия может включать в себя настольные игры, работу руками, столярные работы, упражнения с использованием различных средств (для восстановления мелкой моторики), а также компьютерные игры и упражнения для восстановления когнитивных функций.

Наконец, одним из самых эффективных методов в данном направлении является эрготерапия. Методика широко известна на Западе, однако в России применяется только в высококлассных реабилитационных центрах. Эрготерапия, подобно трудотерапии, помогает восстановить утраченные навыки самообслуживания и деятельности в повседневной жизни и в работе.

Длительность периода реабилитации после инсульта

Длительность восстановительного лечения зависит прежде всего от обширности и локализации повреждений в головном мозге. На восстановление каждой отдельно взятой функции требуется время. К сожалению, большинству пациентов удается реабилитироваться лишь частично. Стандартный срок восстановления после ишемического инсульта составляет 12 месяцев и более. При геморрагическом инсульте на реабилитацию уходит несколько лет, и, как правило, пациентам не удается полностью устранить нарушения опорно-двигательной системы.

Где можно пройти восстановление после инсульта?

Перед каждым человеком, столкнувшимся с таким тяжелым заболеванием, как инсульт, и его родственниками встает вопрос — где лучше пройти реабилитацию? По большому счету, выбор стоит между государственными и частными реабилитационными центрами. К государственным относятся не только специализированные санатории, но также реабилитационные отделения в крупных клиниках и отдельные реабилитационные учреждения.

Минусы любых государственных медучреждений всем известны — во-первых, в них очень сложно попасть, во-вторых, в них часто отсутствует современная технологическая база и нужные специалисты должного уровня квалификации. В-третьих — это массовый подход к лечению, когда каждому пациенту уделяется минимум внимания. Ни о каком индивидуальном подходе здесь речи не идет, хотя все чаще встречаются приятные исключения из этого «советского» правила.

Выбирайте центр, в котором применяется наибольшее количество современных методик в сочетании с индивидуальным подходом к каждому пациенту и должным уровнем комфорта. Так, реабилитационный центр «Три сестры», расположенный в экологически чистом районе Подмосковья, эффективно комбинирует и разрабатывает новейшие методики восстановительного лечения для достижения наилучшего эффекта от реабилитации. Центр занимается стационарным восстановительным лечением больных с поражениями головного мозга различной тяжести и располагает всеми необходимым для этого ресурсами — командой высококвалифицированных врачей и младшего медицинского персонала, новейшим оборудованием, персонализированным подходом, а также отличным сервисом и комфортом, которые соответствуют уровню 4-звездочного отеля.

Отдельного внимания заслуживает отделение эрготерапии: здесь работают 4 высококлассных эрготерапевта, в активе которых обучение и стажировки в европейских медицинских реабилитационных центрах. Главный врач центра — Дмитрий Викторович Кухно — обладает 20-летним опытом работы в лучших реабилитационных медучреждениях США. Центр «Три Сестры» создавался по примеру высококлассных европейских клиник восстановительного лечения, а потому здесь вы найдете идеальное сочетание индивидуального подхода к пациентам и комплексного лечения. Центр окружен сосновым лесом, располагает собственным тренажерным залом, сауной и бассейном. На высшем уровне организован досуг постояльцев.

Лицензия Министерства здравоохранения Московской области № ЛО-50-01-009095 от 12 октября 2017 г.

Использованные источники: www.pravda.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Купание в море после инсульта

  Информация про инсульт

  Психоорганический синдром после инсульта лечение

  Анализы при инсульте проверка сосудов

Нейропсихологическая реабилитация после инсульта

Некоторые необходимые составляющие нейропсихологической реабилитации постинсультных больных

Варако Н.А., Куликова И.С., Даминов В.Д. ФГУ «НМХЦ им.НИ Пирогова Росздрава», Москва, Россия

Введение: Опыт последних десятилетий в мировой науке и практике нейрореабилитации показывает, что наилучший реабилитационный эффект достигается благодаря комплексному психологическому подходу к пациенту. Комплексный подход включает в себя как работу, направленную на преодоление и приспособление к имеющемуся когнитивному дефициту, так и работу с неизбежно возникающими эмоционально-личностными проблемами. Также следует указать на обязательную работу с родственниками и близкими больного человека, роль которых в нейрореабилитации является одной из основных.

Цель: исследовать эффективность комплексной нейропсихологической реабилитации.

Материалы и методы: в течение 2006 — 2007 гг. проведена комплексная психологическая работа с 30 пациентами (в возрасте от 40 до 76 лет), перенесшими ишемический инсульт, на базе отделения восстановительного лечения ФГУ «НМХЦ им. Пирогова Росздрава». В исследовании принимали участие пациенты с когнитивными нарушениями различной степени тяжести (от легкой до грубой) и трудностями в эмоционально- личностной сфере. Из исследования исключались пациенты с грубой сенсо-моторной афазией, с грубыми интеллектуально-мнестическими нарушениями, грубой аспонтанностью.

Методы диагностики: Для оценки когнитивных функций применялось стандартизированное нейропсихологическое обследование по системе А.Р.Лурия. Для оценки эмоционально-личностной сферы использовались метод клинической беседы, опросник САН (самочувствие, активность, настроение), РНЖ (рисунок несуществующего животного) а также модифицированный вариант методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Нейропсихологическая реабилитация больных велась по трем направлениям: первое — преодоление когнитивного дефицита; второе — работа с эмоционально-личностной сферой, третье — работа с родственниками и/или близкими пациентов. Преодоление когнитивного дефицита, в свою очередь, также велось по двум направлениям — это восстановление нарушенных звеньев функциональных систем и выработка стратегии компенсации имеющихся нарушений в том случае, когда восстановление оказывалось невозможным. В зависимости от дефекта и запроса пациента «мишенью» реабилитации были такие функции, как память, речь, зрительный и зрительно-пространственный гнозис, праксис, функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности (планирование действий, постановка целей и задач, контроль за их реализацией). Выработка адекватной стратегии компенсации происходила как с учетом характера нарушений, имеющихся у пациента, так и с учетом возрастных особенностей, учитывающих смену стратегий в возрасте инволюции. Работа с эмоционально-личностной сферой имела своей целью эмоциональную адаптацию пациента к ситуации болезни. Это предполагало, в первую очередь, создание адекватной внутренней картины болезни (ВКБ). Для достижения этой задачи необходимо было разъяснить пациенту особенности его нового состояния (состояния физического, когнитивного ограничения) и помочь в его принятии, сформировать новый образ «Я». Важной составляющей работы был поиск новых жизненных целей и смыслов, на которые можно было бы опереться в настоящей ситуации. При необходимости, велась специальная работа с психологической травмой, причиненной болезнью. Работа с родственниками предполагала проведение структурированного интервью, целью которого было дополнение данных анамнеза, установление преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента, выяснение сферы увлечений, интересов пациента, установление характера взаимоотношений и роли пациента в семье и в профессиональной жизни, и т.д., а также — уточнение степени изменения его когнитивного и эмоционального статуса в результате болезни. Одновременно с родными и близкими проводилась разъяснительная работа (информирование о болезни, о принципах психического функционирования, о целях и задачах реабилитационной работы в целом и ее отдельных этапов) и затем осуществлялось активное включение их как помощников-участников в процесс реабилитации.

Результаты: Реабилитационная работа по указанной схеме показала себя как эффективная. Были достигнуты следующие результаты:

  1. Улучшились когнитивные показатели пациентов (в различной степени, в зависимости от особенностей болезни и тяжести дефекта); были выработаны определенные стратегии компенсации дефектов, которые не удается преодолеть.
  2. Отмечались изменения в эмоционально-личностной сфере пациентов: формировалась более или менее отчетливая и адекватная внутренняя картина болезни, происходило, в различной степени, принятие болезни, появлялась возможность находить новые личностные смыслы в изменившейся ситуации. Это способствовало улучшению общего эмоционального фона. Важно еще раз подчеркнуть, что мотивация к преодолению нарушений во многом зависит от правильного осознания особенностей нарушений и эмоционального фона пациента. Поэтому, работа с эмоционально-личностной сферой обязательно велась параллельно, а нередко и предшествовала действиям, направленным непосредственно на преодоление когнитивных нарушений.
  3. Достигалось большее понимание близкими пациентов особенностей болезни и когнитивных и эмоциональных трудностей; облегчался процесс их взаимодействия, члены семьи пациентов более активно вовлекались в процесс восстановления, чем немало способствовали его эффективности.

Заключение: Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в нескольких направлениях: когнитивные функции, эмоционально-личностная сфера, работа с родственниками и близкими пациентов. Удельная доля и конкретное содержание каждого из описанных направлений может различаться и зависит от особенностей заболевания, когнитивного дефицита, личностных особенностей пациента, специфики его социальной ситуации и т.д. Однако каждый вид работы является необходимым звеном процесса нейропсихологической реабилитации.

Использованные источники: www.pirogov-center.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Инсульт и колме

  Как лечить шишками сосны инсульт

  Операции больным перенесшим инсульт

  Диплом профилактика инсульта

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения

Дата публикации: 02.10.2015 2015-10-02

Статья просмотрена: 1140 раз

Библиографическое описание:

Брагина Е. Л., Куташов В. А. Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/archive/100/22303/ (дата обращения: 18.08.2018).

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его распространенности среди людей трудоспособного возраста. До 80 % лиц, перенесших ОНМК, остаются инвалидами, нуждающимися в социально-психологической поддержке. Серьезного внимания заслуживает нейропсихологический аспект реабилитации таких пациентов ввиду распространенности постинсультных когнитивных и аффективных расстройств. Так, когнитивные постинсультные нарушения различной степени выраженности выявляются у 40–70 % больных [5]. При этом наличие когнитивных и эмоционально-волевых нарушений, может значительно замедлять реабилитацию двигательного неврологического дефицита, негативно влиять на повседневную активность и качество жизни больных, затруднять социальную и профессиональную адаптацию.

Ключевые слова: реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения.

В зависимости от типа острого нарушения мозгового кровообращения нейропсихологические реабилитационные мероприятия в среднем рекомендуется начинать на 7–10 сутки при ишемическом и на 10–14 сутки при геморрагическом инсульте [2].

Нейропсихологическое исследование начинается со знакомства с историей болезни пациента (анамнез, жалобы, данные объективного осмотра, инструментального обследования). Это необходимо для того, чтобы составить предварительный план исследования, подобрать необходимые методики. На втором этапе нейропсихолог начинает знакомство с пациентом для установления контакта, для улучшения адаптации к ситуации исследования, для получения дополнительной информации. На третьем этапе начинается непосредственно нейропсихологическое исследование, которое является объективным способом оценки состояния когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы. В ходе беседы оценивается уровень психической активности, ориентировка, критичность, эмоциональное состояние, отношение к болезни, к лечебным мероприятиям, при необходимости проводится углубленное исследование эмоционально-личностной сферы. В зависимости от выявленных нарушений проводится коррекция эмоционального состояния, формируется адекватная внутренняя картина болезни, повышается мотивационная направленность на реабилитационные мероприятия, ведется поиск новых жизненных целей, на которые можно опереться в ситуации, связанной с болезнью. Далее проводится оценка латеральной организации функций, исследуется уровень произвольного внимания, оценивается зрительный, слуховой, зрительно-пространственный и сомато-сенсорный гнозис. Исследуется речь, чтение, письмо, память, счет, оцениваются интеллектуальные процессы.

В результате проведенного нейропсихологического исследования складывается представление и формируется объективная картина о наличии у пациента нарушений психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. На основании полученных данных составляется нейропсихологическая коррекционная программа.

Нейропсихологическая реабилитационная программа выстраивается с учетом теории о структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А. Р. Лурия, характеризует общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

1) первый энергетический блок мозга или блок регуляции уровня активности, который включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок на различных уровнях участвует в осуществлении любой психической деятельности и, особенно, в процессах внимания, памяти, в эмоциональных состояниях и сознании в целом.

2) второй блок мозга блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из внешней среды) информации. Он включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Этот блок обеспечивает сложную интегративную переработку экстероцептивной информации, необходимой для осуществления высших психических функций.

3) третий блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля над психической деятельностью. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются сложностью строения и большим количеством двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями. Этот блок играет ведущую роль в программировании и контроле над динамикой психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле над результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом.

С учетом представлений о структурно-функциональных блоках мозга и выявленных нейропсихологических нарушениях у пациента в реабилитационной программе используются различные приемы для нейропсихологической коррекции.

При работе над первым блоком мозга для преодоления повышенной утомляемости и истощаемости, формирования достаточной психической активности, повышения уровня внимания и работоспособности применяются различные дыхательные упражнения, массаж пальцев рук и ушных раковин, глазодвигательные упражнения, упражнения по преодолению синкинезий, телесные упражнения. Данные приемы можно активно совмещать с приемами лечебной физкультуры в рамках ранней нейрореабилитации.

Для улучшения работы второго блока мозга используются приемы нейропсихологической коррекции зрительных, тактильных, зрительно-пространственных, двигательных процессов. Так, для коррекции нарушенных соматогностических, тактильных и кинестетических процессов можно использовать следующие упражнения: «повторение позы», «угадывание части тела» (с закрытыми глазами), «телесные фигуры, цифры, буквы» (изобразить пальцами рук), «рисунки и буквы на спине и ладонях», «распознавание предметов, фигур, букв, цифр на ощупь».

Для коррекции нарушенных кинетических процессов применяются упражнения: «игра на рояле, на гитаре, на барабане и т. д.», «одна рука раскрыта, вторая сжата в кулак», «одна рука похлопывает по животу, другая совершает круговые движения над головой», «кулак-ребро-ладонь», «шнурочки», «написание букв, цифр, фигур в воздухе».

При работе над вторым блоком мозга можно активно тренировать процессы памяти в зависимости от разных модальностей. Например, для тренировки памяти применяется «межмодальный перевод» (из тактильной в зрительную, из зрительной в тактильную, из тактильной в слухоречевую, из зрительной в слухо-речевую, из слуховой в зрительную, из слуховой в тактильную).

При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для тренировки психических познавательных процессов. Для тренировки внимания можно применять следующие приемы: корректурная проба, разноцветные таблицы Шульте, счет по Крепелину, из 200,100 вычитать 3,7 и т. д. Для коррекции пространственных нарушений используется «графический диктант» (рисование по клеточкам на слух и копирование), кубики Коса и т. п. Для коррекции нарушений произвольной регуляции, программирования и контроля проводятся следующие методики: «сделай как скажу, а не покажу», «запретное слово» (вместо запретного слова или цифры хлопнуть в ладоши), рисовать на бумаге или в воздухе одной рукой круг, а другой треугольник и т. п. При коррекции нарушений звукобуквенного анализа и синтеза, чтения используется игра из слов «Матрешки», вставка букв в слова, составление слов из букв, шифровки (определить звуки в слове и указать их место) и т. п. Для коррекции нарушений слогового чтения можно придумывать слова с заданным слогом, составлять слова из заданных слогов и т. п. При коррекции нарушений фонематических процессов, письма составляются предложения по сюжетным картинкам, проводится работа с деформированными предложениями, списывается текст, называются слова на определенную букву, составляется цепочка из слов (последняя буква в слове является первой буквой следующего слова). Можно преобразовать слова, изменяя один звук, составлять слово по картинкам (из первых звуков в названии картинок) и т. п.

При составлении реабилитационной программы и выборе методик учитываются степень выраженности когнитивных и аффективных расстройств, социальный статус и личностные особенности пациента.

В комплексной нейропсихологической реабилитации особое значение приобретает работа с родственниками и близкими больного человека для уточнения преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента. С родными и близкими пациента проводится информационно-разъяснительная работа и активное включение их ресурсов в процесс реабилитации.

Выводы: еще раз необходимо подчеркнуть значимость нейропсихологического подхода к реабилитации пациентов, перенесших ОНМК. Коррекция когнитивных и эмоционально-волевых нарушений позволяет повысить качество реабилитационных мероприятий в целом и обеспечивает индивидуальный подход к личности пациента. Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в трех направлениях: преодоление когнитивного дефицита, коррекция эмоционально-личностной сферы, работа с родственниками пациента.

Использованные источники: moluch.ru

Похожие статьи