Растормаживание после инсульта

Восстановление памяти, зрения и речи после инсульта в домашних условиях

Инсульт – серьезное и сложное заболевание, из-за которого у пациентов может нарушиться функционирование опорно-двигательного аппарата, речь и память. Полное или частичное восстановление после инсульта возможно даже у человека в возрасте и дополнительными патологиями.

Индивидуальное желание, помощь и поддержка близких, а также четкое следование наставлениям врачей позволяют в короткие сроки восстановиться и вернуться к прежней жизни.

Сколько длится период реабилитации

Процесс может быть продолжительным и трудным, поэтому человек должен быть заранее готов к этому, если хочет восстановить утраченные функции. Полная реабилитация работы головного мозга возможна у 70% больных. Все остальные могут рассчитывать только на частичную.

Сколько времени понадобится на это – зависит только от типа случившегося инсульта, общего состояния здоровья и его стремления вернуться к полноценной активности.

После ишемического инсульта

Реабилитация после ишемической формы инсульта ведется по индивидуальной программе. Она составляется на основе наблюдений за пациентом, его состояния, наличия клинических показаний, синдромов и других факторов (возраст). Выделяют 4 этапа:

  1. Реабилитация в острый период (проводится в первый месяц после инсульта).
  2. Этап раннего восстановления (2-6 месяц).
  3. Этап позднего восстановления (6-12 месяц).
  4. Реабилитация в период резидуальности (после 1 года).

После геморрагического инсульта

Срок реабилитации с геморрагической формой инсульта зависит только от степени тяжести болезни.

При обширных формах заболевания период полного или частичного восстановления может растянуться на несколько лет. У 95% пациентов остаются простые или сложные нарушения опорно-двигательной системы.

Ранняя реабилитация происходит в первый год после случившегося недуга и является основной фазой, во время которого предпринимаются активные лечебные действия. В дальнейшем это происходит значительно медленнее.

Восстановление речи

Инсульт в часто ведет к потере речи. Афазия – это сложность в понимании чужой речи и изложении собственных мыслей. Дизартрия – невозможность или неправильное произношение звуков. Для того чтобы вернуть речевую активность человеку может понадобиться от 1 до 3 лет.

Именно поэтому рекомендуют активное домашнее общение и взаимодействие с больным. Для реабилитации речи после инсульта рекомендуют:

  • задавать простые вопросы, требующие односложного ответа (да или нет);
  • медленно и четко проговаривать слова;
  • активные занятия с человеком на произношение звуков;
  • отсутствие боязни переспрашивать непонятную речь.

Эффективные упражнения

Для восстановления речь в домашних условиях пациенту рекомендуется выполнять комплекс несложных, но эффективных упражнений:

  1. Частое проговаривание скороговорок.
  2. Складывания языка в виде трубочки и его вытягивание на несколько секунд.
  3. Максимальное вытягивание языка с задержкой и на 3-5 секунд и последующий отдых.
  4. Простое облизывание верхней и нижней губы с перемещением языка от правой к левой стороне и наоборот.
  5. Оскаливание зубного ряда.
  6. Мягкое покусывание верхней и нижней губы.

Восстановление памяти

Чем раньше начнется восстановление памяти, тем больших результатов можно добиться. Активные действия начинаются сразу после того, как медики устранят любые угрозы для жизни.

Первый этап – это прием препарат для реабилитации памяти и поддержки клеток мозга. Назначаются только врачом. Принимаются как в стационаре, так и в домашних условиях. Чаще всего это:

  • препараты для расширения сосудов (Вазобрал);
  • альфаблокаторы;
  • адреноблокаторы;
  • транквилизаторы;
  • ноотропы (ускорители метаболических процессов).

Данные препараты оказывают медленный эффект, поэтому следует обязательно выдерживать график и продолжительность приема (в среднем 2-3 месяца).

Обязательно следите за самочувствием и состоянием, чтобы критическая ситуация инсульта не повторилась вновь. Немаловажное значение имеет функционально-восстановительное лечение. Это тренировка мозговой активности, направленная на запоминание событий, цифр, факторов и другой информации.

Психологическая подготовка

Инсульт – тяжелое испытание и ноша для любого человека, которого в последующем преследует апатия и депрессия. У многих наблюдается агрессия, вспыльчивость и даже потеря контроля над эмоциональным состоянием.

Больной может даже не замечать подобных проявлений по отношению к родственникам и близким друзьям. Поэтому придется запасаться терпением и пониманием. Тепло, ласка и поддержка позволят быстро преодолеть кризисное состояние, которое может затянуться на долгий срок. Также стоит на некоторое время смириться с тем, что у человека может появиться бред и галлюцинации.

При малейших подозрениях на возникновение депрессии рекомендуется начать лечение.

Могут приниматься специальные лекарственные препараты, назначаемые лечащим врачом. Как вариант, можно отправить человека в санаторий или профилакторий, в котором оказываются восстановительные процедуры и комплексная терапия.

Перечень медицинских препаратов

Предлагаем вам ознакомиться со списком основных препаратов, прием которых рекомендован для пациентов, перенесших инсульт:

  • Актовегин – препарат для внутривенного метода введения. Нормализует и улучшает процесс кровообращения головного мозга и способствует восстановлению речевого аппарата.
  • Церебролизин – лекарство, аналогичное предыдущему по своим особенностям.
  • Пирацетам – помогает активизировать память и процесс мышления, ведет к ускорению процесса восстановления клеток мозга.
  • Пантогам – активирует обменные процессы в клетках.
  • Винпоцетин – таблетки, помогающие стабилизировать процесс передачи нервных импульсов.

Помните, что прием лекарств без назначения и последующего наблюдения врачом может привести к негативным последствиям! Ниже представлена таблица с полным перечнем лекарственных средств.

Приводим в порядок вестибулярный аппарат

Невозможность человека держать равновесие – серьезное отклонение и побочный эффект инсульта, который осложняет жизнь. У таких пациентов наблюдаются частые головокружения, усталость. В общественном транспорте их быстро укачивает. И это только малая доля негативных проявлений, с чем им приходится сталкиваться ежедневно.

В качестве первого шага реабилитации и восстановления вестибулярного аппарата больной должен научиться держать равновесие сидя на стуле.

Идеальным способом для этого является проведение несложного упражнения: сидя на стуле, медленно покачивайтесь с левой стороны вправо и наоборот. Для упрощения тренировки можно опираться руками в твердую поверхность, делая упор на кисти рук. Постоянная тренировка методом смещения центра тяжести приводит к положительным сдвигам при восстановлении нарушений вестибулярного аппарата.

Процесс реабилитации в домашних условиях

Восстановление в домашних условиях – важный и ответственный этап, если человек стремится вернуться к прежней жизни. Кому-то удается стать на ноги достаточно быстро, а у кого-то этот процесс может затянуться на неопределенный срок. Как же быстро вернуться в норму?

Физические упражнения и нагрузка

ЛФК – это распространенный и доступный метод для реабилитации после инсульта. Основная задача заключается в том, чтобы:

  • восстановить тонус мышц;
  • научиться держать равновесие;
  • правильно ходить;
  • выполнять бытовые задачи;
  • ухаживать за собой.

Советуем обратить внимание на несколько народных рецептов:

  • Тщательно измельчаются 2 лимона и 2 апельсина (с кожурой), в емкость с полученной массой добавляется 2 столовые ложки меда и тщательно перемешивается. Образовавшийся сок нужно пить по 1 чайной ложке 2-3 раза в сутки на протяжении недели.
  • В кипяток добавляются ветки и кора рябины, которые настаиваются в течение 2 часов. Принимается 1 раз в сутки по 20 мл в течение 3 недель.

Несмотря на широкое распространение народных способов и специальных тренажеров, пациент может обойтись и без них, особенно если нужно разработать левую или правую руку. Для этого следует выполняются физические упражнения:

  1. Сгибать и разгибать пальцы рук, ног, колени и кисти. Делайте поступательные движения тазобедренным и плевым суставом.
  2. Растягивание с помощью лангет верхних или нижних конечностей на 20-30 минут.
  3. Всевозможные траектории движения кистями рук с удержанием предметов.
  4. Постепенное опускание и поднятие ног в положении сидя на кровати.

Важность правильного питания

Правильное питание после перенесенного инсульта – важный нюанс. Ограничений нет только для тех больных, у которых нет соответствующих патологий. Для исключения проблем с кишечником советуем исключить острые, соленые продукты.

Врачи не рекомендуют употреблять в пищу после ишемического инсульта жареную и жирную еду, поскольку в ней содержится большое количество вредных углеводов.

Заключение

Последствия инсульта сегодня можно исправить! Об этом должен помнить каждый человек. Возможности медицины дают шанс пациентам пополнить ряды здоровых людей в короткие сроки: восстановить ходьбу, речь и мыслительный процесс. Именно в ваших руках находится возможность возврата к счастливой и полной жизни и вопрос о том, сколько времени нужно на все это.

Использованные источники: serdce-doctor.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Питание больного инсультом через зонд

  Информация про инсульт

  Инсульт и колме

Восстановление речи после инсульта

Нарушение речи при инсульте возникает из-за поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию. Потеря речи – тяжелая трагедия, которая может полностью исключить больного из привычной жизни. Отсутствие возможности общаться негативно сказывается на психологическом состоянии человека и мешает выздоровлению. Восстановить речевые способности возможно, но это будет долгий и трудный процесс.

Частичная или полная утрата речи после инсульта называется афазией. В зависимости от того, какие зоны мозга была повреждены, афазия бывает моторной, сенсорной или тотальной. Чем они различаются?

  1. Моторная афазия – больной понимает обращенную к нему речь, способен произносить отдельные звуки и слоги, но не может складывать их в слова.
  2. Сенсорная афазия – этот вид речевого расстройства отличается от предыдущего тем, что больной с трудом понимает речь окружающих. Он может говорить, но его речь бессмысленна или полна ошибок.
  3. Тотальная афазия – это самый сложный вид нарушения речи после инсульта. Человек не способен ни говорить, ни понимать чужую речь.

Тип афазии определяет врач-невролог. Для каждого случая разработаны комплексы упражнений, которые нужно выполнять совместно с логопедом.

Важно как можно быстрее начать восстановление утраченной речевой функции. Приступать к занятиям лучше всего в первые недели после инсульта, так как на начальном этапе терапии пострадавшие участки мозга восстанавливаются наиболее интенсивно. Если этот момент упустить, в дальнейшем будет сложнее заново сформировать связи между отделами мозга и процесс восстановления затянется.

Продолжительность реабилитации зависит также и от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Как восстанавливать речь после инсульта? Современные методы восстановления речи включают в себя выполнение логопедических упражнений, регулярную речевую практику и вспомогательные процедуры (физиотерапия, медикаментозная терапия, лечебная физкультура). Все мероприятия должны проводиться в комплексе.

Занятия с логопедом

Наиболее эффективный метод восстановления речи – это регулярные логопедические занятия. Логопед для взрослого после инсульта применяет в своей работе упражнения для развития речи и артикуляции, логопедический массаж, иллюстрированные пособия.

На начальных этапах выздоровления после инсульта логопед нередко становится для больного единственным человеком, который понимает его попытки высказаться. Семья должна поддерживать веру больного в логопеда и не обижаться, если с логопедом он разговаривает охотнее, чем с родственниками. Помните, что специалист помогает в самом главном – возвращает человека в круг привычного общения.

Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление.

Что входит в логопедическую программу?

Задача логопеда на первом этапе занятий по восстановлению речи – растормаживание речевых функций больного. Оно производится на основе старых речевых стереотипов. Применяется совместное пение, договаривание предложений, повторение самых необходимых в повседневной жизни фраз.

Наиболее ценен тот материал, который вызывает у больного эмоции и необходим ему для повседневного общения. Это могут быть слова любимых песен и стихов, названия предметов быта, сведения о близких людях, работе и хобби больного. Занятия не должны быть продолжительными, 10-15 минут вполне достаточно. Задания в программе располагаются по принципу «от простого к сложному».

Если человек плохо понимает речь (сенсорная афазия), специалист дает упражнения на соотнесение слова с картинкой, объединение разных слов по смыслу. Для такого больного важно научиться запоминать значения слов и соотносить их со звучанием.

Когда больной затрудняется произносить слова (моторная афазия), логопед предлагает комментировать картинки, подбирать рифмованные слова, повторять слова вслед за ним. Освоив отдельные слова, можно переходить к предложениям.

Если у пациента нарушено функционирование мышц, участвующих в речи (дизартрия), требуются упражнения на артикуляцию. Логопед показывает, как двигаются губы и язык.

Многие логопеды применяют в работе музыкотерапию. Музыка не только улучшает эмоциональное состояние больного, но и вызывает желание самостоятельно спеть любимую песню. Хорошо, если удастся подобрать песни, текст которых человек хорошо знал до болезни. Совместное пение знакомых песен отлично растормаживает речевые функции.

Сложные случаи в работе логопеда

Логопеду намного сложнее работать с больными, которые находятся на поздних, запущенных стадиях афазии. Они отличаются депрессивным настроем. Это люди, погрузившиеся в инвалидность, не верящие, что снова станут полноценными членами общества. Важно, чтобы такой больной с первых же занятий почувствовал результат, иначе он быстро разочаруется в возможностях логопеда и еще больше проникнется пессимизмом.

Самый трудный случай – это люди, которые не занимались с логопедом, но на каком-то уровне смогли спонтанно восстановить речь. Они говорят с ошибками, исключают часть звуков, заменяют одни слова другими. Им свойственны речевые эмболы – это многократные повторения одних и тех же слов или фраз. «Неправильная» манера общения прочно вошла у них в привычку, таким людям сложнее всего начать систематические занятия.

Процесс реабилитации на поздней стадии афазии может растянуться на долгие годы. Именно поэтому так важно, чтобы родственники позаботились о восстановлении речи больного уже в первые недели после инсульта.

Полезны не только индивидуальные занятия с логопедом, но и групповые. Они способствуют преодолению фобии речи и улучшают эмоциональное состояние больных. Этот вид занятий не может быть единственным и основным, он используется в общем комплексе мероприятий по восстановлению речи.

Домашние занятия

В народе бытует миф, что речь после инсульта может «отойти сама». Эта точка зрения ошибочна и губительна для больных. В большинстве случаев человеку, пережившему инсульт, необходима помощь, иначе он может на всю жизнь остаться инвалидом.

Лучший вариант – это занятия в специализированном центре, но не всегда есть возможность попасть на них сразу после выписки из больницы. Индивидуальные занятия с логопедом после инсульта тоже доступны не каждой семье. Как же тогда восстанавливать речь?

Отчаиваться не стоит, ведь заниматься с больным могут и родственники. Для этого не требуется медицинское или логопедическое образование, но лучше предварительно проконсультироваться у специалиста, чтобы не наделать непоправимых ошибок.

Какие ошибки допускают родственники больных?

  • Излишняя торопливость. Часто родственникам хочется как можно быстрее добиться результата, и они дают больному слишком большую речевую нагрузку. Он не справляется с заданиями, чувствует утомление и беспомощность. Настрой больного становится всё более пессимистическим, он может даже отказаться от дальнейших занятий.
  • Речевая изоляция пациента. Разговаривать с больным нужно не только в процессе реабилитационных занятий. Пусть он по мере сил участвует в общих семейных беседах. Не бойтесь обращаться к нему с простыми просьбами и побуждать высказать свое мнение.
  • Обучение отдельным звукам. Такой метод может здорово притормозить развитие речи человека, пострадавшего от инсульта. Он целесообразен лишь в случае крайне тяжелой формы нарушения речи, когда больному нужно напоминать, как двигаются губы и язык при произнесении звуков. В любом случае стоит вести занятия в форме осмысленной беседы. Называйте конкретные слова и фразы, которые используются в повседневной жизни.
  • Многократное повторение одного и того же слова. Не заставляйте больного бесконечно повторять слово, которое у него плохо получается. В этом случае происходит своего рода «зацикливание» и человеку становится трудно переключаться на другие слова и полноценные фразы.

Общие рекомендации для родственников

Важно, чтобы все члены семьи общались с больным на равных. Разговаривайте с ним так, как будто он здоров, не стремитесь упростить свою речь. Вы должны приложить все усилия, чтобы человек поверил в свою интеллектуальную полноценность и настроился на скорейшее выздоровление.

Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Разговаривайте с больным медленно и отчетливо, помогайте себе мимикой и жестами. На первых порах, пока пострадавший от инсульта не может высказывать свои желания, применяйте «доску для общения». Это таблица, состоящая из рисунков, которые иллюстрируют базовые потребности. Отлично подходят для занятий детские развивающие книжки.

Человеку, который восстанавливает речь после инсульта, не рекомендуется подолгу смотреть телевизор. Ограничьте время просмотра передач до одного-двух часов в день. Поврежденному мозгу сложно усвоить большой поток информации, и телевизионная речь пойдет не на пользу, а во вред. Выбирайте простые для понимания передачи, которые не вызывают отрицательных эмоций. Больной, скорее всего, захочет их комментировать и это положительно скажется на развитии речи.

Упражнения для восстановления устной речи

Когда больной научится выговаривать слова, можно переходить к коротким фразам. Используйте в занятиях иллюстрации из журналов и детских книг. Комментируйте вместе с больным сюжеты картинок.

Начинайте фразы и побуждайте больного закончить их одним словом, например, «я сегодня ел на завтрак… (кашу)». Показывая картинки, подсказывайте фразы слово за словом. Внимательно слушайте, что пытается сказать человек. Если он не справляется – давайте подсказку, но не прерывайте его речь.

Не нужно дотошно исправлять каждую ошибку больного, из десяти ошибок укажите на три-четыре. Обязательно хвалите его за каждое выполненное упражнение.

Дополнительные методы восстановления речи

Для восстановления речи после инсульта применяются и вспомогательные методы. Они не помогают преодолеть афазию, но оказывают положительное влияние на состояние мозга и умственную деятельность. Больному назначают лекарственные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга и ускоряют его восстановление. Могут применяться также ноотропные препараты, транквилизаторы, адрена- и альфаблокаторы.

Нарушения речи нередко сопровождаются параличом артикуляционных мышц. Для их восстановления эффективны процедуры физиотерапии: электростимуляция, иглоукалывание, магнитная стимуляция.

В редких случаях применяется нейрохирургическая операция, цель которой – улучшить кровоснабжение речевой зоны.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, может затормозить процесс выздоровления, поэтому важно, чтобы на начальном этапе с больным занимался логопед. Рекомендации специалиста помогут избежать ошибок и подобрать наиболее эффективные упражнения.

Использованные источники: cardiogid.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Инсульт и колме

  Как лечить шишками сосны инсульт

  Анализы при инсульте проверка сосудов

  Методы предотвращения инсульта

Как восстановить речь после инсульта: упражнения, прогнозы

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что нужно делать для максимально быстрого и полноценного восстановления речи.

Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и геморрагических инсультов. Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта.

Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:

  1. Насколько сильно поражены зоны мозга, отвечающие за речевую функцию – чем обширнее инсульт, тем тяжелее афазия.
  2. От своевременности и полноты лечебно-реабилитационных мероприятий: чем раньше начато и полноценнее комплексное лечение, тем лучше восстановление.
  3. Какой именно центр речи поражен, и какая разновидность афазии у больного – моторная афазия лучше всего поддается лечению, а сенсорная часто носит необратимый характер, сохраняясь пожизненно (подробнее про виды афазии – далее в статье).

Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий.

Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда.

Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановление

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Общие правила и мероприятия

Для восстановления речи после инсульта необходим комплекс мероприятий:

  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

Для этого необходимы:

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.

Как происходит восстановление

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Помощь логопеда

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений. При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать. Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий.

Основные методики и принципы работы логопеда, которые нужно учитывать при самостоятельной реабилитации в домашних условиях:

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.

Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения

Полезные упражнения

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально вверх. Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык вверх и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться вверх к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса).

Упражнение при афазии

Дополнительные методы

Работа над восприятием и произношением речи самая важная, но не единственная часть восстановления речи. При необходимости обязательно должны использоваться:

  1. Медикаментозная терапия – препараты, восстанавливающие кровообращение и работу клеток головного мозга (Цераксон, Трентал, Пирацетам, Церебролизин).
  2. Физиотерапия – электроимпульсная терапия, миостимуляция, иглорефлексотерапия, массаж языка и мимической мускулатуры и другие методики.
  3. Хирургические операции – сосудистые и нейрохирургические вмешательства, улучшающие кровообращение и функционирование клеток головного мозга.

Прогноз

Самые тяжелые расстройства речи возникают при обширных инсультах, затрагивающих лобно-височно-теменную область (бассейн средней мозговой артерии) в левом полушарии мозга у правшей или правом полушарии у левшей. В среднем при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов выжившими пациентами утраченная после инсульта речь восстанавливается:

  • После тяжелых инсультов – 55%.
  • При инсультах средней степени тяжести – 76%.
  • При легких формах болезни – 92%.

Если не заниматься реабилитацией, общая вероятность восстановления всего 15%.

Использованные источники: okardio.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Купание в море после инсульта

  Инсульт и колме

  Как лечить шишками сосны инсульт

Как восстановить речь после инсульта

Инсульт – болезнь, которая с каждым годом молодеет. Случиться он может по причине слабых сосудов или повышенного артериального давления – это геморрагический инсульт. Второй вид инсульта – ишемический, случается, если сосуды закупорены тромбом или сужены из-за спазма, а так же при атеросклерозе.

В России ежегодно регистрируется более 400 000 инсультов, летальность при которых достигает 35 %.

Но если с человеком уже случился инсульт, то вряд ли близкие сосредоточат свое внимание на причинах, здесь важно бросить все силы на восстановление физических и психических функций организма. Одним из психических процессов, которые нарушаются при инсульте, является речь.

Восстановление речи после инсульта – это длительный процесс, который требует терпения самого больного и его родных. Своевременная помощь логопеда является залогом успеха в этом нелегком деле. Очень важно проводить логопедические занятия с первых недель после инсульта. Это наиболее благоприятное время для восстановления потерянных речевых функций и если его пропустить, то восстановление речи может быть не полным.

Речевые нарушения

Для того чтобы определить, как восстановить речь после инсульта, надо знать с каким видом нарушения мы имеем дело.

Большинство речевых нарушений после инсульта протекаю по типу афазий.

Афазия (от греч. a phasis — отсутствие высказывания) — это системное нарушения речи, вызванное локальным поражением коры головного мозга.

Тотальна афазия

В первые дни после инсульта у больного проявляется тотальная афазия – он не говорит, не понимает обращенной речи, ничего и никого не помнит.

Моторная афазия

В последующие дни на смену тотальной афазии может прийти моторная афазия — больной узнает близких, понимает обращенную речь, но сам не может общаться с окружающими. Позже при общении он начинает произносить отдельные звуки с яркой интонационной окраской, так он пытается выразить свои мысли и желания.

Афазия — системное нарушение уже сформировавшейся речи.

При моторной афазии нарушен речедвигательный центр или центр Брока. Он находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария и отвечает за моторную функцию речи. В этом случае нарушена звукопроизносительная сторона речи, а понимание речи в основном остается сохранным.

Некоторые больные при этом могут воспроизводить отдельные речевые движения, но затрудняются объединить их при произнесении слов. Могут путать сходные по артикуляции звуки.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии нарушено понимание обращенной речи. Другое название этого типа афазии – Афазия Вернике. Причиной является органическое поражение центра, обеспечивающего звуковой анализ устной речи.

Центр Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины, если мы имеем дело с правшами, в левом полушарии. В результате, тем, что больной не распознает звуковой и слоговой состав слов, вследствие чего не понимает их смысла. Родную речь он воспринимает как иностранную.

Это ограничивает контакт с больным и препятствует определению степени поражения функций речи. Нарушения речи при инсульте могут быть смешанного характера – моторно-сенсорные.

После инсульта встречается так же семантическая и амнестическая афазии.

Семантическая афазия

При семантической афазии больному трудно дается понимание сложных речевых оборотов. Понимание простых обращений и простые высказывания остаются доступными.

Амнестическая афазия

При амнестической афазии страдает только называние предметов. Повторная, диалогическая и спонтанная речь при этом виде афазии остаются сохранными.. Причем это не связано с нарушением зрительной памяти, причиной является трудность выбора нужного слова из существующего словарного запаса.

Логопедическая работа

Прогноз восстановления речи

После обследования больного и определения типа афазии следует немедленно приступать к логопедическим занятиям. Для того чтобы вселить оптимизм в родственников и больных хочется отметить, что до 30 % больных выписываются из больницы с почти полностью восстановленной речью. Конечно, при условии, что в штате больницы есть логопед, который начинает проводить логопедические занятия с больными в 1-3 неделю после начала болезни.

Логопедия — наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания.

Больные, которые даже после занятий с логопедом выписываются с более тяжелыми нарушениями, при последующей регулярной помощи логопеда могут полностью справиться с речевыми недостатками и выйти на работу.

Психологическая поддержка

Очень важно, чтобы персонал больницы и близкие больного поддерживали в нем оптимистический настрой. Ни в коем случае не допустимы при больном высказывания о нем, как о человеке, обреченном на инвалидность. Иначе он будет воспринимать инсульт, как полную потерю речи. После инсульта пациенты эмоционально очень восприимчивы. Добрые слова в этом случае помогут, а безразличные и необдуманные навредят.

Логопедические приемы

В самом начале производит растормаживание речевых функций на основе прежних речевых стереотипов. Проверяется реакция больного на слабые раздражители (шепот, тихий голос). Работа ведется от легких заданий к трудным.

Тут важно понимать, что для каждого больного речевая нагрузка должна быть разной, в зависимости от типа афазии и степени нарушения речи. То есть первое занятие должно быть легким для данного конкретного больного. Для одного легче называть предметы, для другого вести диалог и т. д. Но нельзя давать слишком легкие задания, степень сложности должна все время нарастать.

На первых этапах занятий для речевого растормаживания следует использовать материал, значимый для данного больного по эмоциональному и смысловому содержанию. Чего не следует делать на начальном этапе работы, это предлагать работу с отдельными словами вне контекста и звуками. При восстановлении речи логопеду необходимо, по возможности, раньше создать для больного условия, при которых он вынужден вступить в диалог.

Логопедические занятия после инсульта с применением элементов музыкотерапии дают стойкие положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, начатое логопедом, ему можно предложить прослушать и спеть любимые песни.

Пение помогает восстанавливать речь после инсульта

Здесь очень важно выяснить, какие песни знает и предпочитает больной. В процессе пения он сначала нечетко, затем лучше произносит слова песен. Такие занятия протекают в позитивной обстановке и больной с удовольствием выполняет задания.

Для людей с сенсорной афазией применяют наглядные материалы. Больному показывают картинку, предлагают ее срисовать (если позволяет его состояние), и называют слово, обозначающее предмет на картинке. Все действия, производимые логопедом с больным, сопровождаются комментариями тихим спокойным голосом: «Сейчас я поправлю тебе подушку. Подними голову. Теперь можешь положить голову на подушку» ит. д.

Продолжительность занятий и промежутки времени между ними определяются индивидуальными возможностями больного. В среднем длительность речевых занятий в первые недели после инсульта 7-15 мин. Через 2 месяца время занятий можно увеличить до 30 мин. Следует так же контролировать речевую нагрузку на слух. В палате не должны работать радио и телевизор, не должно быть шумно. Посторонние звуки утомляют и истощают больного.

Логопедическая помощь на поздних этапах

Если логопедическая не была оказана в первые недели, речевые нарушения приобретают стойкий характер. И в этом случае есть возможности для восстановления речи, но работу с больным должен вести логопед-афазиолог, у которого свои методы и приемы восстановления речи на поздних этапах.

Занятия с больным в домашних условиях

Самостоятельные занятия с больным после инсульта родные могут проводить только с разрешения или по просьбе логопеда. Здесь важно не навредить: не дать излишнюю речевую нагрузку или непосильные упражнения для больного, не разрушить его оптимизм.

Родным иногда не хватает терпения, они хотят как можно раньше слышать восстановленную речь. И неуспех больного в выполнении упражнений вызывает у них разочарование, которое выдают их мимика и жесты. Больной, замечая такую реакцию, теряет позитивный настрой и, впоследствии, может отказываться от занятий. Поэтому на логопедических занятиях не рекомендуется присутствовать родственникам пациента.

Использованные источники: muzhzdorov.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Информация про инсульт

  Темная моча у больного инсультом

  Инсульт и колме

Первостепенная задача после инсульта — восстановление речи

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Как не проспать всю жизнь, или что такое гиперсомния? Как избежать такой неприятности и какие симптомы указывают на патологическую сонливость?

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта — задача №1.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Не рекомендуется ставить очень легкие задачи, степень сложности должны все время возрастать.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия. Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление. Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится восстановление других функций организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Использованные источники: neurodoc.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Купание в море после инсульта

  Психоорганический синдром после инсульта лечение

  Операции больным перенесшим инсульт

Принципы восстановления речи после инсульта

Перенесенный инсульт влечет за собой тяжелые последствия в виде нарушения речи, движений, зрения.

У одних пациентов речь восстанавливается в первые недели после перенесенного инсульта, у других речевые функции остаются затрудненными, у третьих речь значительно ограничена или может отсутствовать.

Длительность периода восстановления речи зависит от объема поражения ответственных мозговых структур.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Наиболее интенсивно процесс восстановления проходит в течение первого года после инсульта.

Благодаря специальным методикам, больным необязательно проходить стационарную реабилитацию, так как результат можно получить в домашних условиях.

Виды афазии

Для того чтобы определиться, как лечить возникнувшее расстройство речи, необходимо определить вид артикуляционного расстройства. Наиболее часто после инсульта возникают афазии и дизартрии.

Афазия – это частичная или полная утрата речи, которая развивается вследствие поражения артикуляционных центров коры головного мозга и их проводящих путей. Функции артикуляционных органов при этом не нарушены.

  • полное отсутствие речи;
  • непонимание обращенной речи;
  • полная потеря памяти.
  • больной узнает родственников;
  • воспринимает обращенную речь;
  • речь отсутствует или значительно затруднена: больной пытается выразиться звуками с яркой эмоциональной окраской, может произносить слоги, но затрудняется при объединении их в слова.

Возникает в результате органического поражения центра Вернике, ответственного за звуковой анализ речи.

Основной признак сенсорной афазии – непонимание смысла слов в связи с нарушением распознавания звукового и слогового состава слова.

Характеризуется сохранением спонтанной, диалогической и повторной речи. Больной испытывает трудности при произношении названий предметов. Такое нарушение обусловлено трудностью идентификации подходящего слова из словарного запаса.

Афазии после инсульта могут носить смешанный характер (сенсорно-моторная, моторно-амнестическая).

Являет собой дефект произношения звуков и слов, который появляется вследствие нарушения иннервации артикуляционного аппарата.

Человек с дизартрией читает и пишет, отчетливо понимает обращенную речь, но не говорит.

Методы восстановления речи после инсульта

Современная медицина располагает множеством методик для работы с постинсультными речевыми расстройствами, начиная с логопедической роботы и заканчивая хирургическим вмешательством.

Работа с логопедом

Важным аспектом начала логопедической работы является психологическая поддержка, направленная на укрепление оптимистического настроя больного:

  • не следует высказываться о больном, как о неполноценном человеке или инвалиде;
  • в связи с повышенной эмоциональностью и восприимчивостью, безразличие и необдуманные слова могут навредить больному.

Ранняя логопедическая работа

Логопедические занятия лучше начинать на ранних стадиях нарушений речи, через 2 – 3 недели после их выявления. На начальном этапе логопедии осуществляется растормаживание артикуляционных функций на основе речевых стереотипов и исследуется реакция больного на слабые раздражители (тихий голос, шепот).

В зависимости от вида нарушения речи, нагрузка в процессе занятий подбирается индивидуально. Работа ведется в направлении от легких задач к трудным. При этом степень нагрузки повышается с каждым занятием.

Длительность первых логопедических занятий не должна превышать 10 – 15 минут. На этапе растормаживания речи используется материал, который обладает эмоциональной и смысловой значимостью для больного.

В процессе восстановления речи создаются условия, побуждающие больного вступить в диалог первым. Спустя 2 месяца регулярных занятий их длительность увеличивается до 30 минут.

При проведении занятий с больным афазией в помещении не должно быть посторонних звуков. Чрезмерный шум истощает, утомляет и оказывает нагрузку на слух.

Положительная динамика в развитии артикуляции наблюдается после включения в программу занятий элементов музыкотерапии. Предложение спеть или прослушать любимую песню используют в качестве альтернативы, если больной не может закончить предложение, начатое логопедом.

Кроме этого, использование музыкотерапии создает благоприятный фон для качественного выполнения больным поставленных задач и дружественную обстановку, располагающую к сотрудничеству.

В работе с людьми, страдающими сенсорной афазией используют наглядный материал. Больному показывают изображение, называют его и просят срисовать увиденное. Все действия сопровождаются комментариями специалиста.

О причинах инсульта у детей можете узнать тут.

Логопедическая работа на позднем этапе

Занятия с больным проводит врач логопед-афазиолог, обладающий специфическими методами коррекции артикуляционных нарушений. Обычная логопедическая робота на поздних этапах неуместна, так как спустя время после инсульта речевые нарушения становятся устойчивыми.

Можно ли заниматься с больным дома?

При самостоятельных занятиях с больным часто возникают трудности. Главной опасностью домашней работы является неразмеренная или слишком большая речевая нагрузка, которая способна разрушить оптимизм больного.

В процессе домашней коррекции, родственники часто форсируют события, желая услышать внятную восстановленную речь уже после нескольких занятий. При этом отсутствие моментального результата разочаровывает их, что выдают жесты и мимика.

В такой ситуации больной может почувствовать себя бессильным, потерять положительный настрой и отказаться от дальнейшей работы.

Поэтому занятия в домашних условиях осуществляться только с разрешения логопеда или по его рекомендации.

Восстановление речи с помощью стволовых клеток

Лечение стволовыми клетками рекомендуют начинать в первые дни после инсульта. Кроме восстановления артикуляции, клеточная терапия способна придать организму больного дополнительный резерв сил, желание выздоравливать и учиться говорить.

Трансплантация стволовых клеток осуществляется в амбулаторных условиях. Курс состоит из двух процедур с трехмесячным интервалом.
На первом этапе происходит восстановление сосудов:

  • устранение ишемии;
  • удаление тромбов и бляшек;
  • нормализация толщины стенок сосудов;
  • повышение эластичности сосудов.

В местах закупорки или разрыва сосуда начинают формироваться новые коллатеральные пути.

Упражнения

Упражнения осуществляются в домашних условиях и направлены на вовлечение в процесс речи артикуляционных мышц.

На начальном этапе упражнения выполняют в один подход, каждые три дня увеличивая количество повторений. Максимальное количество повторений – 5 – 7. Упражнения следует выполнять 2 – 3 раза в день.
Эти упражнения выполняются самостоятельно:

  • На 3 – 5 секунд вытянуть губы трубочкой.
  • На 3 – 5 секунд захватить зубами верхнюю губу, отдохнуть и проделать прием с нижней губой.
  • Потихоньку вытягивать шею вперед, одновременно высовывая язык в течение 3 секунд.
  • Поочередно облизать верхнюю и нижнюю губу слева направо, а затем наоборот.
  • Обвести языком обе губы по часовой стрелке, а затем в обратном направлении.
  • Вытянуть сложенный трубочкой язык на 3 секунды.
  • Подержать сложенный чашечкой язык на протяжении 3 секунд.
  • Не открывая рот достать кончиком языка до мягкого неба.
  • Закрыть губы и разомкнуть зубы. Провести языком между деснами и щеками, затем продвинуть язык вперед.

Следующие упражнения выполняют с помощником:

Человек начинает предложение, а больной заканчивает. К примеру «на улице идет до…» больной продолжает «ждь». Начинать необходимо с одного слога.

Помощник начинает тихонько петь, призывая больного присоединиться.

Отличный эффект дает использование скороговорок со звуками Л, В, Б, П.

Хирургический способ

К оперативному вмешательству прибегают в случае неэффективности других методик. Больным проводят операцию ЭИКМА с целью реваскуляризации пострадавших артикуляционных зон.

Этот метод позволяет улучшить мозговое кровообращение и наладить функции нервной ткани.

Иглорефлексо- и физиотерапия

Иглорефлексотерапия применяется для улучшения речевой функции и коррекции артикуляции. Этот способ показан при моторной афазии, однако, эффективность его полностью не доказана.

Из физиотерапевтических методов для коррекции речи используют электростимуляцию артикуляционной мускулатуры. Метод эффективен при моторной афазии, однако, широкого распространения не получил.

Функциональное биоуправление

Метод включает визуальный контроль над деятельностью артикуляционной мускулатуры. Функциональное управление не применяется относительно пациентов с расстройствами понимания.

Когда начинать реабилитацию

Реабилитация больного после инсульта – затяжной процесс, который может занять от 6 месяцев до 6 лет. Длительность восстановления напрямую зависит от времени начала работы.

Спустя 3 недели после инсульта в большинстве случаев уже можно определить форму расстройства речи. В это время логопед способен определить тактику коррекции и начать ранний восстановительный период.

Хорошие результаты отмечаются у больных, начавших коррекционную работу не позднее чем через 3 месяца после инсульта. Для достижения максимального эффекта занятия следует проводить не менее 3 часов в неделю.

Прогнозы при нарушении речи

Если реабилитация начата на раннем этапе, занятия проводит специалист, то восстановление речи может занять несколько месяцев.

В тяжелых случаях афазии или при начале реабилитации на поздних сроках восстановление артикуляционной функции может затянуться на несколько лет.

Что нужно знать?

Человеку после инсульта легче дается запоминание предметов, чем действий. При работе с больным нужно настойчиво спрашивать у него, на чем сидят, из чего пьют, чем едят, и просить указать на этот предмет.

Так как больной плохо различает звуки и слова, говорить с ним нужно один на один. Одновременный разговор нескольких человек не будет воспринят.

При сенсорной афазии больные плохо дифференцируют слова, близкие по звучанию.

Хорошим упражнением для них будут рисунки с похожими словами, гладя на которые больной сможет показать названный предмет.

Когда больной начнет правильно произносить слова, следует побуждать его к самостоятельной работе. К примеру, вставить пропущенные буквы в предложение.

Людям с инсультом в анамнезе не рекомендуется смотреть телевизор и проводить за компьютером больше 2 часов в день. Передачи нужно подбирать, учитывая интересы человека. Также они должны иметь положительный окрас.

У больного моторной афазией восстановить понимание речи можно с помощью произношения слов. Чем быстрее человек начнет разговаривать, тем быстрее он сможет воспринимать обращенную речь.

Выбор методики

Одно и то же речевое расстройство может иметь разные проявления в зависимости от психологических особенностей больного. И наоборот.

При одинаковых симптомах, механизмы развития нарушения речи могут отличаться. Подбор методик коррекции – это задача специалиста. Не имея специального образования, разобраться в специфике нарушения речи сложно.

На раннем этапе реабилитации логопед пользуется приемами, эффективными для конкретной формы афазии. Они направлены на стимуляцию понимания речи, создание условий для растормаживания стереотипных видов речи, употребление слов, характеризующих действие.

Что делать при головной боли после инсульта — читаем в этой публикации.

Инсульт мозжечка (который описан здесь) часто ведет за собой геморрагическое поражение мозга.

В процессе последующей реабилитации используются методики стимулирования письма и речи.

Восстановление речи после инсульта – сложная задача, требующая объединения усилий родственников и логопеда. Близким больного важно запастись терпением и пониманием, замечать и поощрять даже малейшие успехи.

Использованные источники: nerv.hvatit-bolet.ru

Похожие статьи