Реабилитация ишемического инсульта детей

Восстановление больного после перенесенного ишемического инсульта

Восстановление больного после перенесенного ишемического инсульта является трудной задачей, требующей значительных усилий со стороны близких, медицинского персонала и самого пациента. Почти в 30 % случаев наступает летальный исход, многие пациенты долгие годы сохраняют инвалидность.

Лечение больного начинается в реанимации, продолжается в неврологическом отделении. В дальнейшем предстоит долгий период реабилитации, успешность которого зависит от степени поражения мозга, правильно выбранных методов восстановления, мотивации и настойчивости пациента.

Виды реабилитаций после ишемического инсульта

В зависимости от места поражения головного мозга оказываются потерянными разные функции – двигательные, речевые, глотательные, потеря памяти, понимания и другие.

Реабилитация необходима в любом случае. Она начинается в первые недели болезни еще в стационаре. Раннее начало и регулярность проведения всех мероприятий являются гарантией полного восстановления. Проводятся следующие виды реабилитационных мероприятий:

  1. Медикаментозная терапия. Помогает предотвратить повторное поражение мозга, уменьшает свертываемость крови и тромбирование сосудов, предотвращает отложения холестерина и развитие атеросклероза. Применяют препараты для стабилизации давления, нейропротекторы, средства для улучшения кровоснабжения органов, антиоксиданты.
  2. Массаж.
  3. Физические упражнения – ЛФК.
  4. Диетотерапия.
  5. Занятия по восстановлению речи.
  6. Беседы с психологом.

Каждый вид реабилитации является необходимой частью общего комплекса лечебных действий, без него вернуться к нормальной жизни невозможно.

Особенности психологической и социальной реабилитации

Больной, вследствие перенесенного инсульта, оказывается беспомощным, вырванным из жизни, прикованным к постели. Это оказывает серьезное влияние на его психологическое состояние, вызывая депрессию, вялость, безразличие, потерю жизненных интересов.

Центры реабилитации после ишемического инсульта разработали программы социальной адаптации больных и восстановления утраченных связей.

Комплекс по реабилитации включает в себя мероприятия социально-психологической помощи:

  1. Индивидуальные занятия с психотерапевтом помогают восстановить веру в себя, найти силы для упражнений, повысить самооценку.
  2. Обучение аутогенным упражнениям. Тренировки мозга по управлению конечностями, восстановлению функций тела.
  3. Групповые занятия с такими же больными, перенесшими ишемический инсульт, позволяют вырваться из собственной ситуации и увидеть, что можно справиться с заболеванием.
  4. Семейные занятия мобилизуют всех вместе найти пути помощи больному, поддержать друг друга в период восстановления.

Социальная реабилитация помогает пациенту не потерять связи с миром, не остаться одному с болезнью. Особенно важно это для одиноких больных. Помощь и забота родственников, соседей, друзей не даст больному остаться наедине с проблемами.

Назначение ЛФК после ишемического инсульта

Помимо нарушений мозговых функций по управлению движением тела все больные сталкиваются с результатами длительной неподвижности. Особенно угрожающи эти последствия для пожилых, грузных пациентов, которые и так были малоподвижны.

Начальными пунктами восстановления двигательной активности являются массаж и физиопроцедуры. В дальнейшем, после возвращения подвижности конечностей, назначаются комплексы упражнений, выполнять которые можно в положении лежа, сидя, стоя.

Целью занятий являются:

  • предупреждение атрофии мышечного аппарата;
  • борьба с пролежнями, тромбообразованием;
  • предупреждение пневмоний, застоя в легких;
  • помощь сердечно-сосудистой системе;
  • снятие мышечного тонуса.

Пока больной не может выполнять действия сам, ему должны помогать специалисты и близкие.

Описание комплексов упражнений

Постоянная двигательная нагрузка необходима для пациента. В зависимости от его состояния разработаны комплексы, которые помогают мышцам не потерять эластичность и тонус при любом положении.

В этом состоянии помощники помогают больному выполнять движения ногами, руками, поворачиваться в постели. Необходимо:

  1. Регулярно менять положение тела, поворачивая пациента на бок и фиксируя на некоторое время.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Фиксировать глаза на предметах при изменении положения головы.
  4. Сгибать-разгибать конечности – сначала в крупных суставах, потом – в мелких.
  5. Мысленные движения – представлять, как делаются упражнения, и какие мышцы работают.
  6. Вращать стопы, кисти.

В дальнейшем больной сам должен делать эти упражнения:

  • сжимать кисти и стопы, вращать;
  • шевелить пальцами ног и рук;
  • сгибать ноги в коленях;
  • приподнимать таз;
  • поворачиваться на бок;
  • прижимать подбородок к груди.

Упражнения выполняются 10-20 раз до усталости. Начинать можно с минимального количества, увеличивать количество движений регулярно.

Сидя можно выполнять те же движения. Дополнительно полезны занятия с мелкими предметами – перекладывания бусин, пуговиц, спичек из одной коробочки в другую, удерживание предметов в руке с переносом их в другую руку.

  1. Сидеть без опоры с ногами, опущенными с кровати.
  2. Вращать головой.
  3. Отрыв ног от пола и фиксация положения.
  4. Поднятие рук вверх, в стороны.
  5. Подтягивание ног к груди.

Самостоятельный переход в положение сидя нужно выполнять несколько раз в течение дня.

Необходимо все занятия стоя проводить рядом с надежной опорой. Это может быть кровать с высокой спинкой или станок. Стул для этого не подходит. Первым упражнением является просто удерживание тела в вертикальном положении с опорой.

В дальнейшем нужно учиться проделывать все движения, которые выполнялись лежа и сидя, сохраняя равновесие:

  • вращать головой;
  • поднимать руки и ноги;
  • совершать махи конечностями;
  • поворачивать корпус;
  • приседания;
  • совершать короткие походы по комнате, затем – по квартире.

В результате больной должен перейти на прогулки по улице в сопровождении здорового спутника.

Правила проведения упражнений для восстановления после ишемического инсульта

Наибольшую трудность составляет мотивация тяжелого больного на выполнение упражнений. Здесь нужна настойчивость и поддержка. Нужно фиксировать внимание на достигнутых успехах и объяснять, зачем нужны занятия.

Основные принципы проведения занятий ЛФК:

  • на начальных стадиях тренируется здоровая конечность;
  • все занятия проводятся постоянно и по графику, чтобы не терять достигнутых успехов;
  • постоянный рост интенсивности и сложности упражнений;
  • психологическая поддержка, особенно важная при низких успехах, когда пациент быстро теряет веру в полезность ЛФК.

Реабилитация и полноценное восстановление после перенесенного ишемического инсульта немыслимы без постепенно усложняющихся упражнений и комплексов ЛФК.

Массаж

Начальный этап массажа начинается в условиях стационарного лечения. Его задача – снять повышенный тонус мышц, восстановить кровоток и стимулировать потерянную мышечную активность. Массаж выполняет квалифицированный специалист, начальные сеансы длятся 5 минут, продолжительность воздействия постоянно растет.

После возвращения домой процедуры должны выполнять родственники или приходящая массажистка. Все действия выполняются по предложенной врачом-реабилитологом схеме.

Руку укладывают в сторону на уровне плеча, под ногу подкладывают валик. Массируются все места сгибания конечностей, суставы пальцев. Движения осторожные, боли быть не должно.

Если у больного рука здорова, он может выполнять массирующие движения на пораженные участки сам. Полезны перебирания мелких предметов – пуговиц, четок. Они восстанавливают функции мелкой моторики.

Реабилитация в домашних условиях

Реабилитация больного после ишемического инсульта в домашних условиях имеет много преимуществ, связанных с нелюбовью большинства к больницам и веры в то, что дома и стены помогают.

Однако чтобы придерживаться правильной схемы лечения и корректировать курс, нужно регулярно поддерживать связь со специалистами разного профиля.

При невозможности обеспечить присмотр и регулярные занятия, массаж и другие процедуры, лучше сделать выбор в пользу реабилитационных центров. Близким нужно настроиться на долгие поддерживающие и восстановительные мероприятия, психологическую помощь больному, укрепление в нем веры в собственные силы.

Плюсы и минусы реабилитационных центров

Многие лечебно-оздоровительные центры и пансионаты предлагают услуги по реабилитации после ишемического инсульта головного мозга. Их несомненными достоинствами являются:

  1. Профессиональный уход и постоянный контроль состояния пациента.
  2. Большой штат специалистов разного профиля – геронтологов, психотерапевтов, реабилитологов, кардиологов.
  3. Хорошая база отделения восстановительного лечения – возможность грязе- и водолечения, магнитотерапия, УВЧ и многого другого.
  4. Возможность общения с другими больными, наблюдения за их успехами и здоровое соперничество в результатах реабилитации.
  5. Участие в общих мероприятиях, культурной программе помогает улучшить настроение, повысить тонус, поверить в себя.
  6. Пациент перестает быть все время один, круг общения значительно шире, социальные связи не теряются.

Долгий отрыв от дома, отсутствие естественного и любимого окружения, невозможность видеть любимые стены, книги, кота нередко становятся препятствием к улучшению состояния. Выбор стационарного или домашнего способа восстановления должен проходить с учетом характера и предпочтений пациента.

Следует помнить, что больной, после ишемического инсульта, редко сам способен сделать правильный выбор. Сделать это придется близким.

Дополнительные рекомендации

Процесс восстановления длится долго, нередко полного возвращения утраченных функций не наступает. О чем необходимо помнить:

  1. Для улучшения состояния можно воспользоваться народными средствами – отварами шиповника, ландыша, боярышника.
  2. Особое внимание нужно уделить составлению правильного рациона питания, отказу от вредных привычек.
  3. Все мероприятия по оздоровлению должны быть регулярными, при плохом самочувствии нагрузку нужно снизить.
  4. Следует приглашать к больному знакомых, приятелей, чтобы он не терял связи с миром и не замыкался в болезни.
  5. Хвалить за любые успехи, внушать веру в успех терапии.

При незначительном поражении мозга и вовремя начатой реабилитации на возвращение к нормальной жизни уходит 2-4 месяца. При более тяжелых формах заболевания на восстановление минимальных навыков самообслуживания уходит 6 месяцев, улучшение происходит через 2-3 года, полного выздоровления может не наступить.

Значительные повреждения мозга приводят к параличу и инвалидности, часто заканчиваются летально.

Реабилитация после ишемического инсульта требует не только много времени, но и серьезных усилий со стороны больного и близких, а также правильно выбранной программы восстановления. Только общие усилия помогут пациенту восстановить утраченные функции головного мозга и вернуться к нормальной жизни.

Использованные источники: fiziotera.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Психоорганический синдром после инсульта лечение

  Инсульт и колме

  Операции больным перенесшим инсульт

Восстановление после детского инсульта

Мало кто знает, но почти 30% инсультов у детей случаются в период до двух месяцев, 50% до года и 10% в подростковом возрасте. Чем старше становится ребенок, тем меньше вероятность развития приступа, особенно геморрагического типа.

Этапы восстановления

Всего выделяют два этапа восстановления ребенка, первый занимает около трех месяцев начинается со второй недели после приступа. Второй этап продолжается в специальных центрах, санаториях или домашних условиях, по длительности – это не менее года-полтора.

Первый этап

Первый этап реабилитации проводится в реанимации или неврологическом отделении, основная цель – восстановление потерянных клеток мозга и утраченных функций организма. В первую очередь детям назначается прием медикаментов, отдых и специальная диета. Основные препараты, назначаемые для детей:

  • Пирацетам – восстановление нервных клеток;
  • Урегит – лечение отека мозга;
  • Аспирин и Варфарин – восстановление после ишемического приступа;
  • Диазепам – устранение раздражения с нервных рецепторов;
  • Карбамезапин – снятие судорог и паралича.

Из других методик восстановления используется физиотерапия, массаж, электрофорез, магнитотерапия, операции.

Второй этап

Методы восстановления малыша после инсульта на втором этапе могут отличаться, так как зависят от степени тяжести, возраста, места локализации очагов, типа инсульта. Длится реабилитация от шести месяцев до двух лет. Основные методы реабилитации:

  • при двигательных нарушениях может быть предложена физкультура, массаж, электростимуляция, домашние занятия гимнастикой и разработка мелкой моторики;
  • нарушения речи лечатся с логопедом, нейропсихологом. Часто назначается массаж конечностей для стимуляции кровообращения и восстановления поврежденных участков. Также важно читать вслух, постоянно говорить, играть в контактные игры, писать;
  • умственные нарушения, проблемы с памятью и вниманием лечатся при помощи приема медицинских препаратов, как Пирацетам. Также с ребенком проводятся групповые занятия на смекалку, запоминание, логику. Важно учить стишки наизусть, пользоваться развивающими играми;
  • при депрессии и апатия детям от 12 лет назначают антидепрессанты и посещение психолога.

Лучше всего на время восстановления отправляться в специализированные центры, где процессом руководят врачи.

Время на восстановление

Многое зависит от таких факторов:

  • тяжесть приступа;
  • способности организма к регенерации;
  • скорость оказания первой помощи и лечение;
  • правильность курса реабилитации.

Методы реабилитации

Методы реабилитации ребенка после приступа будут зависеть от клинической картины проявлений:

  • паралич, потерю координации движений, судороги, нарушение мелкой моторики лучше лечить в специальных центрах под присмотром физиотерапевта, кинезиотерапевта и невролога. Чаще всего прибегают к гимнастике, плаванью, массажу, иглоукалыванию;
  • при проблемах со зрением, слухом, и речью необходимо обращаться к логопеду, офтальмологу. Чаще требуется операция, но остроту зрения восстановить почти невозможно;
  • возвращение бытовых навыков потребуется ребенку после выписки из больницы. В этом может помочь медсестра, эрготерапевт или близкие родственники, которые учат ребенка выполнять основные правила по уходу за собой.

В этом разделе вы найдете информацию про микроинсульт

А в этой статье узнаете про симптомы инсульта у детей http://insult-med.com/vidy/vozrast/detey/simptomy.html

Последствия

Полностью избавиться от осложнений после инсульта у детей удается только в 30% случаев, остальные сталкиваются с рядом последствий:

  • снижение силы, подвижности одной стороны тела;
  • проблемы с мимикой лица;
  • проблемы в развитии;
  • умственная отсталость;
  • проблемы с координацией движений;
  • эпилепсия;
  • большая задержка психоэмоционального развития;
  • церебральный паралич;
  • почечная, печеночная, легочная или сердечная недостаточность;
  • серьезные вирусные инфекции, воспаления, бронхит или астма.

Прогноз

Но 10% новорожденных умирают в первую неделю после геморрагического приступа, а у 60% наблюдаются неврологические нарушения на протяжении всей жизни.

Самые серьезные нарушения, кома и инвалидность наблюдается только у 15% пациентов после геморрагического приступа. Что касается рецидивов, то случаются они только у 15% детей в первые полгода после первого случая.

Использованные источники: insult-med.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Питание больного инсультом через зонд

  Психоорганический синдром после инсульта лечение

  Последствия инсульта головного мозга у ребенка

  Как лечить шишками сосны инсульт

Ишемический инсульт у детей

При ишемическом инсульте характерна резкая аномалия мозгового кровообращения головного мозга с прогрессированием симптомов неврологического характера. Данная патология представляется одним из самых распространенных оснований возникновения инвалидности у людей различного возраста.

Причины

  • Аритмия, провоцирующая образование тромбов, что в свою очередь может привести к их фрагментации. Частички сгустка крови поступают в мозг и нарушают его кровоток.
  • Патология артерий головного мозга.
  • Тромбы, образовавшиеся в венах ног. Они также распадаются, и их частички могут попасть в мозг.
  • Неожиданные гипотонические приступы.
  • Повышенная густота крови при значительном числе кровяных клеток в крови.
  • Пережатие артерий, которые отвечают за снабжение головного мозга кровью.

Симптомы

Известны 2 сосудистых бассейна, в которых может протекать аномалия:

  • Вертебробазилярный: отвечает за дыхание и другие важные для жизни функции.
  • Каротидный: обеспечивает деятельность нервной системы, имеет отношение к чувствительности и памяти, обеспечивает двигательную активность.

Если нарушение возникло в первом бассейне, наблюдаются следующее:

  • Сильное головокружение, больному будет казаться, что предметы вокруг него кружатся, будет трудно удержать равновесие.
  • Нечёткая походка, шатание, проблема стоять ровно.
  • Нарушение координации движений. Жесты размашистые и неточные.
  • Дрожание рук при осуществлении действий, вызванное сильным тремором.
  • Аномалия активности глазных яблок, приводящая к косоглазию или полной неподвижности глаз.
  • Развитие паралича полного или частичного. Конечности теряют свои двигательные функции.
  • Резкая потеря сознания. Ребёнок неожиданно теряет сознание.
  • Проблемы с дыханием. Между вдохом и выдохом может пройти несколько секунд.
  • Полтела или всё теряет чувствительность. Ощущение напоминает онемение.
  • Нистагм: нестабильные движения глазных яблок в разные стороны.

Если нарушение произошло во втором бассейне, наблюдаются следующее:

  • Нарушение деятельности отдельно рук или ног, плоть до полного паралича всего тела.
  • Развитие паралича лица или его половины.
  • Потеря чувствительности половины или всего тела.
  • Проблемы с речевым аппаратом: от нарушений и неспособности произносить отдельные звуки до полного мутизма.
  • Нарушения зрения: от частичной до полной слепоты, косоглазие или аномалия движений глазных яблок.
  • Интеллектуальные нарушения, больной путается в названиях, плохо владеет счётом, с трудом определяет время по стрелкам.
  • Аномалии, имеющие отношение к высшей нервной деятельности: пациенту не получается читать, у него ощущение, что все буквы в словах перепутаны, потеря способности писать.

Диагностика ишемического инсульта у ребёнка

Специалист ставит диагноз на основании комплексного осмотра. В первую очередь выслушивает жалобы пациента. Выясняет, как давно наблюдаются проблемы со зрением, нарушение координации движений, были ли раньше случаи приступов резких нарушений движений, потери чувствительности и т/ д.

Затем эксперт проводит неврологическое обследование, назначает анализ крови, чтобы выяснить густоту крови, записывает пациента на компьютерную и магнитно-резонансную томографию области головы. Также обязательно требуются данные кардиограммы, чтобы проверить ритм сердца, УЗИ сердца в целях выявления наличия тромбов в сердце.

На основании жалоб врач оценивает проходимость артерий в полости черепа с помощью МРА, определяет кровоток по артериям, применяя ТКДГ транскраниальную допплерографию, назначает консультацию детского сердечного специалиста.

Осложнения

Осложнения связаны с качеством жизни и с самой возможностью жить. К сожалению, процент детей-инвалидов после такого заболевания очень большой. Здесь очень важно не только своевременное лечение, но и курс реабилитации, которые может привести к восстановлению многих функций организма. Но на это нужно время, и это требует очень большой работы и силы воли, что у детей в силу их возраста не всегда хватает.

Известны следующие последствия:

  • Различные параличи, которые могут сохраниться на всю жизнь.
  • Нарушение речи.
  • Умственные нарушения.
  • Снижение способности к запоминанию.
  • Возможность летального исхода.

Лечение

Что можете сделать вы

То, что могут сделать родители в данной ситуации, это при малейших жалобах обратиться к врачу. Чем раньше проведут необходимые обследования, тем скорее специалисты определят причину инсульта или предынсультного состояния, а значит, своевременно начнут лечение. Следует внимательно прислушиваться к жалобам ребенка, чтобы потом всё пересказать специалисту.

При первом же приступе необходимо вызвать скорую. В этом и заключается первая помощь родителей.

Что делает врач

Специалист госпитализирует маленького пациента для необходимой терапии и последующей реабилитации. Понадобится опыт неврологов, логопеда, кардиолога.

Что касается медикаментозного лечения, врач здесь действует в зависимости от состояния ребёнка. Если подтверждено наличие тромбов, вводят тромборастворяющие препараты, на вторые сутки вводят средства для понижения давления, а также медпрепараты, улучшающие деятельность головного мозга и сердечного ритма.

Если возникает необходимость, специалист назначает оперативное вмешательство для удаления тромба через сосуд. Здесь работает сосудистый нейрохирург.

Профилактика

Для предотвращения инсульта, следует с малых лет приучать ребёнка к правильному образу жизни:

  • Сбалансированное питание, обогащенное необходимыми полезными элементами.
  • Занятия спортом.
  • Здоровый режим.
  • При возникновении проблем со здоровьем, не пускать их на самотек. Так, если повышается давление, необходим контроль за этим. В случае жалоб на сердце, следует сделать кардиограмму, чтобы во время выявить проблему. Также надлежит проходить осмотры и сдавать анализы крови, чтобы не пропустить повышенную густоту.

Использованные источники: detstrana.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Питание больного инсультом через зонд

  Информация про инсульт

  Темная моча у больного инсультом

  Последствия инсульта головного мозга у ребенка

Как проходит постинсультное восстановление у детей

Инсульт является редким заболеванием детского возраста, однако, занимает лидирующую позицию по формированию тяжелых неврологических последствий. В год на 100 тыс. детей приходится почти 3 случая инсульта.

Чем старше ребенок, тем меньше риск возникновения инсульта

По мере взросления риск развития инсульта у ребенка уменьшается. Как и у взрослых, у детей бывает инсульт ишемический (закупорка сосудов мозга) и геморрагический (разрыв сосудов), геморрагический встречается чаще.

Восстановление после инсульта – это длительный процесс, требующий привлечения большого количества специалистов.

Восстанавливающие мероприятия нужно проводить сразу же после острейшего периода инсульта, ведь кислородная недостаточность головного мозга быстро приводит к гибели нервных клеток.

Этапы реабилитации

Первый этап восстановления начинается с 10 суток заболевания, его длительность от 3–4 до 6 месяцев. Второй этап восстановления продолжается в отделении неврологии, детских реабилитационных центрах, в поликлинике и дома. Второй этап может растянуться до 2 лет.

Первый этап

Проходит в условиях палаты интенсивной терапии, либо в детском неврологическом отделении. После образования в мозгу патологического очага, разрушаются нервные клетки, а раннее восстановление направлено на то, чтобы вернуть им прежнюю работоспособность. Основа раннего этапа – лекарственные назначения, адекватное питание и покой.

Восстановление после инсульта начинается в палате интенсивной терапии

У детей применяются те же группы лекарств, что и у взрослых:

  • для лучшей работы и восстановления нервных клеток нейропротекторы – Пирацетам, Милдронат;
  • для профилактики отека мозга – Лазикс, Урегит;
  • при ишемическом инсульте назначаются антикоагулянты – Варфарин и антиагреганты – Аспирин, Дипирадамол, Пентоксифиллин.
  • для седации (успокаивание) вводится Диазепам;
  • для устранения судорог назначают Карбамазепин, Вальпроевую кислоту.

На этапе раннего восстановления назначаются физиотерапевтические процедуры: магнитотерапия воротниковой зоны, электрофорез с Эуфиллином и сернокислой магнезией по Бургиньону, лечебная физкультура. При нарастающих внутричерепных гематомах, гидроцефалии проводится хирургическое лечение.

Второй этап

Длительность второго этапа и перечень проводимых мероприятий зависят от степени неврологических нарушений, поэтому назначается индивидуально в каждом конкретном случае.

После инсульта необходимо восстанавливать моторику, для этого используются разные обучающие пособия

  • Для двигательной реабилитации, восстановления мышечной силы, равновесия и координации движений ребенку назначаются занятия лечебной физкультуры, массаж, электростимуляция парализованных конечностей, парафиновые аппликации на конечности. Большую роль в двигательной реабилитации играет выполнение домашних заданий.
  • Нарушения речи. При задержке речевого развития проводятся занятия с логопедом, логопедом-афазиологом или нейропсихологом, курсами проводится массаж кистей, который стимулирует кровоснабжение структур мозга, отвечающих за речь. Большая роль отводится чтению вслух, рисованию, письму, постоянному речевому контакту. Любое побуждение ребенка на разговор влечет за собой положительную динамику речевого развития.
  • Нарушения памяти, интеллекта, внимания, умственной работоспособности. Для профилактики и улучшения умственной работы мозга назначаются ноотропные и нейротрофические препараты – Пирацетам, Церебролизин. Нужно проводить обучающие занятия, играть в детские пальчиковые и логические игры, учить наизусть стихотворения, рассказывать сказки руками. На базе реабилитационных центров существуют специальные электронные развивающие программы.
  • При постинсультной депрессии подросткам могут быть назначены антидепрессанты – Амитриптилин, Флуоксетин.

Иногда подросткам назначают антидепрессанты после инсульта

Лучше, чтобы дети во время восстановительного лечения находились в реабилитационных центрах. Детские реабилитационные центры оборудованы современным высокотехнологичным медицинским оборудованием, помощь детям оказывает опытный высококвалифицированный медицинский персонал.

Сроки реабилитации

Сколько времени займет восстановительный процесс после инсульта и насколько полным он будет, вопрос неактуальный, ведь это зависит от многих факторов:

  • степени тяжести;
  • способности организма к выздоровлению;
  • грамотности подбора и адекватности проведения реабилитационных мероприятий;
  • желания и упорности родителей.

Последствия

Полное исчезновение неврологических нарушений можно ожидать у 25% детей. У остальных обычно остаются те или иные неврологические нарушения:

  • Чаще всего это гемипарез – снижение силы и ограничение двигательной функции руки и ноги с одной стороны.
  • Реже остаются нарушения двигательной функции мышц лица.
  • Задержка развития речи.
  • Умственная отсталость.
  • Нарушение координации движений конечностей.
  • В 5% случаев после инсульта может появиться эпилепсия.

В редких случаях последствием инсульта у ребенка может быть эпилепсия

  • Гидроцефалия.
  • Грубая задержка психомоторного развития.
  • У новорожденного ребенка инсульт, перенесенный внутриутробно или в течение первых месяцев жизни, может привести к развитию ДЦП (детского церебрального паралича).
  • Перенесенная недостаточность кровоснабжения мозга у детей может стать причиной функциональных нарушений работы кишечника, мочевого пузыря, бронхолегочных заболеваний.

Прогноз

Прогноз после инсульта у детей более благоприятный, чем у взрослых, это связано с нейропластичностью неповрежденных нейронов, ведь они могут выполнять работу погибших нервных клеток, создавать новые нервные пути.

До 12% детей погибают в течение первой недели после острого нарушения мозгового кровообращения, у 60–70% на всю жизнь сохраняются стойкие нарушения работы нервной системы. Прогноз всегда неблагоприятный после обширных, стволовых и мозжечковых инсультов, особенно после субдуральных кровоизлияний намета и серпа мозжечка – частота смертельных случаев достигает 16%, часто формируется стойкая инвалидность. При субдуральных гематомах полушарий может развиться гидроцефалия, но у половины детей очаговые неврологические нарушения проходят бесследно.

Нет точных данных о вероятности повторных случаев заболевания, по источникам авторов разных стран рецидивы наблюдаются у 8–40% детей.

В итоге можно сказать, что у большинства детей после инсульта сохраняются неврологические нарушения, которые не могут не влиять на качество их жизни и социальную адаптацию. Задача врачей и родителей – свести до минимума эти нарушения. Положительный настрой и психологическая поддержка родителей, полное прохождение курсов реабилитации, порой требующих внушительных денежных и психологических затрат, направляют восстановление ребенка в положительную сторону.

Использованные источники: golovalab.ru

Похожие статьи